Динамический стереотип ( И.П.Павлов) показывает , что с годами наш жизненный опыт, всё больше кристаллизуется. Формируются устойчивые привычки и навыки (трудовые, игровые, спортивные, когнитивные и пр.), а также приспособление к привычно меняющимся условиям среды (например, к смене времён года, освещённости в течение дня). Человек всё реже обращает внимание на новое и всё больше довольствуется привычным .
Динамика развития жизненного опыта продолжается до 35 - 40 лет ( заканчивают развитие лобные доли мозга).
Пик наибольших способностей к обучению приходится у детей до 13 -14 лет ( сенситивный период развития).
После 40 лет способность к обучению резко снижается и развивается латентная деменция, которая может начать проявляться в любое время если не тренировать когнитивные функции мозга.
Человек всё больше автоматизируется так как уже достаточно наработал поведенческих цепочек действия .
В это время годы начинают в субъективных ощущениях - нестись стрелой. Это связано с тем , что любой хорошо выученный автоматизм не требует осознания .
В детстве когда всё ново - сознание чаще включается в обработку новизны , с тем , чтобы при освоении новизны превратиться в рутину.
Потому детские годы если насыщены новыми впечатлениями с обогащённой средой - субъективно ощущаются как самые продолжительные.
Вот , что по поводу автоматизации писал Л.Н. Толстой.
«Я обтирал пыль в комнате и, обойдя кругом, подошел к дивану и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я не мог и чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, т. е. действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто сознательный видел, то можно бы восстановить. Если же никто не видел или видел, но бессознательно; если целая сложная жизнь многих людей проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была» (запись из дневника Льва Толстого 1 марта 1897 года. Никольское).
Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны. «Если целая сложная жизнь многих людей проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была».
Чтобы не растерять способность к обучению, необходимо чаще, уже волевым усилием мотивироваться на познание и работать с новым решая казалось неразрешимые задачи.
Когнитивные упражнения : решения кроссвордов, эссе , иностранные языки, физические упражнения требующие осознанных усилий в виду сложности , подвижные игры на внимательность - способствуют нейрогенезу .
Нервные клетки восстанавливаются , появляются новые нейроны в районе гиппокампа зубчатой извилины. Но новые клетки быстро погибают если их не задействовать в общую клеточную нейросистему нашей базы мышления.
Успешный нейрогенез возможен только при соприкосновении человека с новым и значимым- для самого человека и значимым для окружающего социума . Это говорит о важности быть востребованным в социуме так как человек соткан из социума. Утеря востребованности чревата психической инвалидностью , а отсюда быстрое угасание человеческих качеств.