Универсального Великого Единого Научного Метода не существует. Есть общие для всех форм познания когнитивные ошибки. Например, склонность людей придавать значение ярким примерам вместо того, чтобы работать с массивами данных. Склонность выдавать случайную корреляцию за причинно-следственную связь. Склонность думать, что если одно событие следует за другим, то оно является следствием. А еще ошибка отбора, ошибка выжившего и много еще чего.
Каждая наука имеет дело с собственным предметом, поэтому поиск закономерностей, причинно-следственных связей зависит от специфики этого предмета. В некоторых науках возможен эксперимент, который помогает отсеивать случайные корреляции, так как ученые анализируют ситуацию, явным образом контролируя все факторы. В экономике эксперимент затруднен, и приходится иметь дело с наблюдаемыми данными, формирование которых ученый не контролировал. Приходится приспосабливать методы математической статистики к задачам экономики. Так появилась эконометрика, которая помогает отсеивать случайные корреляции. Как ни парадоксально прозвучит, но многие эмпирические исследования в социальных науках устроены сложнее, чем в естественных, где возможен эксперимент. В тех науках, где все-таки есть эксперимент, он будет ставиться по-разному.
В особых условиях находятся историки или социальные антропологи. У них не только затруднен эксперимент, но и массив данных не всегда можно собрать. Приходится работать с отдельными источниками, связывая их друг с другом.
Отсутствие единого научного метода, в частности, объясняет, почему успешный ученый из одной области, приходя в другую превращается в воинствующего дилетанта. Математик в истории, физик в экономике, а социальный исследователь в математике.