Идея дарить подарки уходит вглубь веков, и об этом написано много текстов. Но связывать подарки с Рождеством люди стали сравнительно недавно. Здесь важно уточнить, что во всем христианском мире подарки дарили именно под Рождество, а не в Новый год, который был обычной датой в календаре.
Вероятно, все началось с того, что Средние века (XI в.) сложился культ св. Николая Мирликийского, который был греком и жил в IV в. на юге нынешней Турции. Особенность этого святого заключалась в том, что он выступал защитником тех, кого мы сегодня бы назвали маргинальными слоями населения. Легенда приписывает Николаю ряд добродетелей и чудес, а еще он известен тем, что помогал людям, подкидывая им мешочки с деньгами. Считается также, что он любил дарить детям подарки и даже воскресил трех подростков.
В день именин св. Николая, 6 декабря, европейцы начали дарили детям подарки, чтобы напомнить научить их добродетели. Николай был очень популярным святым у всех христиан, но только в католическом мире сложилась традиция отмечать его именины таким образом.
В начале XVI века началось движение Реформации, лидером которой стал Мартин Лютер. Именно он призвал к избавлению от того, что, как ему казалось, искажает христианство. А прежде всего от индульгенций и всевозможных посредников между человеком и Богом, к которым он относил и святых. Также он предложил перенести время дарения подарков детям с 6 декабря на 24/25 декабря, то есть на Рождество. По его мнению, детей нужно было сфокусировать на Христе, а не жизни святых. Соответственно, дарителем подарков с его легкой (или тяжелой) руки выступал не св. Николай, а Christkind, младенец-Иисус, похожий на дух со светлыми волосами и крыльями ангела. В некоторых странах эта традиция сохраняется до сих пор.
В русскоязычных текстах часто рассказывается история, что традиция дарения подарков восходит в библейским волхвам, которые принесли дары (золото, ладан и мирру) Иисусу. Но я полагаю, что волхвы (маги, короли) вряд ли могли стать источником этой народной традиции. Николай был хороший и любил детей, а волхвы — это такие темнокожие иностранцы, которые изображались в мавританской одежде и симпатий не вызывали.
Считается, что класть подарки под рождественскую (не новогоднюю!) ель придумали английская королева Виктория и ее муж принц Альберт. На самом деле они были, скорее популяризаторами этой идеи, а родилась она раньше, причем в Германии. Собственно, и мать Виктории, тоже Виктория (Саксен-Кобург-Заальфельдская), и бабушка Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая, и сам Альберт были немцами (да-да, не только Романовы женились на немецких принцессах). Они и привезли традицию в Англию. И именно из Англии мода на рождественскую ель с подарками и игрушками на ветвях распространилась по всему миру. Первую официальную ель Виктория и Альберт установили в 1841 году, а изображение королевы и ее супруга под елью было растиражировано на множестве открыток.
Реабилитация «доброго святого» Николая началась во второй половине XVIII века, и тогда он еще был одет как епископ (позже красный «епископский» цвет станет его фирменным символом). В просветительской, а затем и романтической прессе началось активная трансформация образа Николая из святого в таинственного доброго деда с Севера. Он включил в себя функционал ряд других персонажей, например, бога Одина, популяризированного скандинавскими националистами, и английского Деда Рождество. В 1773 году зафиксировано первое использование имени Санта-Клаус — изначально как Sinter Klaas. А уже в 1821 году Санта-Клаус летал на упряжке с оленями и раздавал детям награды за хорошее поведение.
Аналогично формировался и славянский Дед Мороз (Морозко или просто Дед), хотя со св. Николаем у него мало общего.
Сама идея празднования Рождества и активного включения в этот процесс Санта-Клауса получила дидактический характер — в XIX веке во всей Европе набирает популярность ранее неизвестная установка о том, что детей необходимо тщательно воспитывать. Родители проникаются мыслью, что детство — это особый возраст, к которому нельзя подходить с мерками для взрослых. Складывается особый подход к воспитанию, в котором праздники занимают огромное значение, а подарки становятся важнейшим его элементом.