Было бы интересно услышать мнение профессионалов в области финансов. Приучаете ли детей правильно обращаться с деньгами или позволяете учиться на собственных ошибках?
Анна, я уже отвечала на похожий вопрос и почти повторю свой ответ.
На мой взгляд, финансовое воспитание можно начинать с трех лет. Для малышей и начинающих школьников в игровой форме. И мальчишки, и девчонки любят играть в магазин, на примере которого легко объяснить, что такое деньги, как монетки отличаются от бумажных денег или пластиковой карты и как, собственно, производится обмен денег на товары. Чем старше становится малыш, чем больше у него навыков, тем интереснее становится игра. Можно называть цены, считать сдачу и количество денег в кошельке. Уже здесь можно потихоньку объяснять ценность денег, рассказывать, откуда они появляются в кошельке или на карте, зачем родители работают, а не играют с маленьким человеком все время,
Примерно с 8-9 лет, когда ребенок чувствует себя достаточно взрослым можно переходить к практике. Здесь важно показывать пример семьи: планирование и ведение семейного бюджета, умение "накопить на цель", простейший финансовый анализ на примере сравнения цен на желаемую игру в разных магазинах и многое другое. Современные исследования выступают за карманные деньги именно с этих лет, когда человечек уже научился простейшей арифметике и может понять, сколько стоит его "цель" и хватит ли на нее денежек в копилке. Карманные деньги имеет смысл выдавать регулярно, с определенной периодичностью с младшего школьного возраста. Это поможет ребенку научиться совершать реальные покупки, планировать расходы, откладывать деньги.
С подросткового возраста можно рассказывать про накопления. Главная цель - научить "безпятиминутвзрослого" распределяться имеющиеся деньги и жить без долгов. При возникновении интереса можно погружаться в ми инвестиций и на примере личного инвестиционного счета показывать динамику и объяснять как все устроено (конечно, если в семье есть такой опыт). Если нет инвестиционного счета, всегда можно рассказать подростку про банки, систему депозитов и кредитов. Почему потребительское кредитование в магазинах стоит дорого, что такое цифровая безопасность, кто такие телефонные мошенники, как получать больше от тех денег, которые есть уже сейчас с помощью бонусных программ и многие другие вещи, c которыми во взрослой жизни человек сталкивается на каждом шагу.
Без собственных ошибок ребенок ничему не научится, прогресса не будет. Но это тоже моей субъективное мнение. Но родители на то и взрослые, чтобы быть рядом, поддержать, научить, помочь справиться с ошибкой, извлечь из нее пользу и идти дальше за новыми)
Спасибо за ваш ответ. Ребёнку 9 лет, читать любит. Какие книги есть на эту тему для этого возраста ?
Занятная математика) Спасибо за ваш ответ.
Lети копируют поведение родителей на подсознательном уровне, и важно, чтобы родители контролировали свои финансы, вели учет, делали накопления. Обучать ребенка этому следует с 2-3 лет.
Начинать обучаться финансовой грамотности никогда не поздно. Посмотрите как на продуктовых рынках дети помогают своим родителям. Я не знаю что у них по математике, но некоторые считают быстрее компьютера. Это первый и для некоторых последний этап финансовой грамотности. Вы начинаете учиться либо до создания бизнеса либо создав его. В том и другом случае вы узнаете много нового, о чем не пишут в учебниках.
Со школы думаю стоит, детская плавиковая карта для начала и монополия kid. Что бы ребёнок понимал как тупо кидать донаты в компьютерные игры и лучше накопить к примеру на новую.
Психологи советуют начинать обучение уже с 10-11 лет. Для начала лучше всего использовать дебетовую карту, на которую родитель ежемесячно будет переводить определённую сумму . У ребёнка будет выбор: потратить все деньги сразу, или распределить их на месяц, или копить для какой-то существенной покупки. Важно в течении месяца не пополнять дебет и не добавлять денег на карманные расходы. Так ребёнок учится распределять финансы и уважать доходы.