Все зависит от того, что это за коллектор. Коллектор, вопреки народному мнению – это очень разная профессия в разных организациях. Люди немножко путают, они думают что коллекторы – все взыскатели. Работа коллекторов в банке, коллекторском агентстве и микроорганизациях может отличаться. И даже в разных коллекторских агентствах требования к коллекторам могут быть разные.
Мы знаем, что есть профессиональный взыскатель, есть «черный взыскатель», как их называют. Есть банки, кредиторы, коллекторские агентства, которые ответственно подходят к своей работе – соблюдают кодекс, соблюдают все нормы закона. Поэтому самая сложная и важная часть их работы – это контролировать соблюдение всех этих норм своими сотрудниками. Например, в профессиональных коллекторских агентствах есть специальное оборудование, которое отслеживает все разговоры, мониторит в автоматическом режиме все разговоры, которые ведут операторы по телефону и реагирует на наличие запретных слов и на повышение эмоционального тона.
Также профессиональные коллекторские агентства и крупные банки тратят много средств на обучение взыскателей. Проводятся специальные юридические тренинги, чтобы коллекторы хорошо знали законы и могли грамотно аргументировать заемщику. То есть им нужно просто дать грамотную финансовую консультацию, не вызывая никакой агрессии. Поэтому требования таких организаций к коллекторам выше.
Под коллекторами люди обычно подразумевают крепких парней, которые ходят по домам и выбивают деньги. На самом деле коллекторы – это операторы колл-центров, так как 99% взысканий сейчас осуществляется по телефону. В основном это студенты финансовых, педагогических, лингвистических вузов или выпускники без особого опыта работы. Но как правило, это люди с неплохим образованием, с хорошо подвешенным языком, потому что это люди, которые должны хорошо говорить и быть хорошими переговорщиками. Недавно портал zaim.com проводил исследования на тему, как люди реагируют на вакансию коллектор. Каково было их удивление, когда выяснилось, что реагируют не бывшие полицейские, а люди интеллигентных профессий. 60% коллекторов – это молодые женщины.
Поэтому требования связаны не только с образованием, с профессией, а с некоторыми психологическими качествами. Человек в первую очередь должен быть стрессоустойчивым. Он должен уметь сдерживать свою первоначальную реакцию, а не угрожать людям. У необученного взыскателя может пойти защитная агрессивная реакция, поэтому профессиональных коллекторов обучают ни в коем случае не поддаваться на провокацию. Коллекторы должны всегда вести себя максимально корректно и вежливо, а для этого требуется определенная психическая зрелость. Это не должен быть человек с какими-то наклонностями, нарушениями, с какой-то непроработанной агрессией. Такие отсеиваются на этапе приема. В банках и крупных агентствах существует система супервизорства, когда более опытный руководитель наблюдает за пятеркой новичков, отслеживает их результат, это помимо IT-систем. Наиболее крупные центры коллекторских агентств расположены в регионах, там дешевле площадь и рабочая сила. И для небольших региональных городов такие крупные колл-центры – это достаточно крупный работодатель. И зарплаты там неплохие. Поэтому с одной стороны есть текучка кадров, потому что работа стрессовая, с другой стороны есть спрос. И в общем-то люди держатся зачастую за зарплату. Возраст не очень значим, наличие образования желательно. Если речь идет о работе в крупном коллекторском агентстве, которое работает с крупнейшими банками, то очень часто коллектору требуется знать не только законодательство, но и определённые моменты, связанные с финансовой грамотностью, с судебным производством, этому можно научить. Также очень часто требуется знать банковские продукты. Банки сами приезжают, обучают, проводят тренинги для взыскателей. То есть требуется определенный уровень обучаемости. Человек должен быть готов впитывать все эти новые знания и применять на практике.