У супервизии есть достаточно много видов и форм организации.
Очная супервизия.
Часто используется в обучении начинающих специалистов или в обучении новым методам, когда необходим контроль навыков специалиста и детальная обратная связь по ним. При такой форме в кабинете находятся трое – психолог, клиент и супервизор. Иногда четверо – психолог, клиент, супервизор и супервизор супервизора – но это редко.
Естественно, такой формат требует соответствующего уровня безопасности, поэтому с клиентом проговариваются все контрактные вещи (что все конфиденциально для всех, кто находится в кабинете, кто и зачем в кабинете находится) и клиент согласует со специалистом, что супервизор не является его знакомым (для исключения двойных отношений).
Для работы в онлайне такой формат даже удобнее, потому что супервизор может просто выключить камеру и тем самым минимально влиять на процесс.
Заочная супервизия.
Психолог описывает случай другому психологу, рассказывает, в чем нужна помощь, получает её. Отличается по способу представления случая – тут может быть просто рассказ, аудио или видео формат.
Групповая супервизия.
Формат, сходный с клиническим разбором. Психолог описывает случай на группе психологов, представляет своё запрос, отвечает на вопросы по случаю и получает ответы. Сколько психологов, столько и ответов.
Формат хорош тем, что каждый специалист может обращать внимания на какие-то видимые только ему нюансы случая… плох – тем же самым.
Супервизии отличаются по видам запросов от психолога. Например, есть такая классификация – обратную связь психолог получает только относительно вопросов – «что происходит с клиентом» или «кто такой клиент», либо «что происходит со мной (психологом), при работе с клиентом», либо «что происходит между мной и клиентом».
Балинтовская супервизия.
Вид групповой супервизии, в которой акцент делается на отношения между клиентом и психологом. Она менее структурирована с точки зрения презентации случая, и больший акцент делается на эмоции, отношения, коммуникацию.
Модели супервизии, сфокусированные на опыте.
После презентации кейса в таких группах следуют не просто ответы на вопросы, а проигрывание какой-то части случая. В процессе этого проигрыша психолог направленно тренирует определенный навык, или стремится лучше понять собственные реакции и чувства. Цели могут варьироваться. Что интересно, в рамках таких групп презентатором случая может быть один психолог, а тренировать навык – другой психолог.
Стоит оговориться, что для всех моделей супервизии характерно повышенное внимание к безопасности информации о клиенте. Супервизии с привлечением аудио-видео контента всегда проходят через контракт с клиентом (никто без вашего ведома никакие записи делать не будет).
Среди психологов на групповой супервизии есть четкие правила – если в клиенте психолог заподозрил своего знакомого (или даже знакомого своего клиента!), необходимо уйти с разбора этого случая во избежание двойных отношений или конфликта интересов.
Конечно, в каждом методе психотерапии есть свои разновидности и тонкости супервизионного процесса. Выше я описал только те формы супервизии, в которых сам принимал участие. Надеюсь, вам было полезно!
по стандартам профессии раз в год, или по необходимости. может быть групповая ( группа под контролем супервизора накидывает свой взгляд на ситуацию) или индивидуальной (тет-а-тест с супервизором).