Давайте я для начала приведу формулировку эргономики Международной Ассоциации Эргономики. "Эргономика - это научная дисциплина, связанная с пониманием взаимодействия между людьми и другими элементами системы; и профессия, которая применяет теорию, принципы, данные и методы для проектирования с целью оптимизации благополучия человека и общей производительности системы". Это важно, т.к. новое в эргономике связано с благополучием человека.
Так вот, новых парадигм две.
Первая.
Виртуализация процесса производства и рабочего места. Эргономика рассматривает деятельность человека как систему "человек-машина". В современном мире само понятие рабочего места размывается (привет, КОВИД), деятельность человека все больше переносится в виртуальное пространство.
Если раньше эргономика занималась эффективностью работы за станком, то сейчас она вынуждена заниматься эффективностью работы внутри виртуальных сред - например, в дополненной и виртуальной реальности. Так как человек работает в других условиях, эти условия - с точки зрения эргономики - требуют понимания с целью последующей оптимизации.
В проектировании интерьеров это выражается в том, что, если раньше рабочее место было привязано к конкретному зданию и помещению (заводу, офису), то сейчас оно может находиться где угодно - в жилом помещении, кафе или самолете. Проектировщик соответствующих интерьеров должен это учитывать. Буквальная виртуализация рабочего места (перенос в виртуальную среду) на дизайн интерьеров напрямую пока не влияет.
Вторая
Хотя "классическая" эргономика в том числе интересовалась благополучием человека в рабочей среде (безопасность для жизни и здоровья, удобство), все-таки основной практический фокус эргономики состоял в повышении производительности труда.
В последнее время (10-15 лет), специалистам становится очевидно, что потенциал повышения производительность труда путем изменения физической среды непосредственно на рабочем месте фактически исчерпан. То есть, в системе "человек-машина", концентрация на "машине" больше не дает существенной отдачи. Поэтому эргономика разворачивается к человеку. Возникают два новых акцента эргономики:
Позитивная эргономика.
Традиционная эргономика направлена на то, чтобы сделать систему «человек-машина» эффективной, чтобы человек не совершал несчастных случаев на работе, не имел профессиональных заболеваний и не испытывал большого профессионального стресса.
Позитивная эргономика относится к новому типу эргономики, который подчеркивает положительные аспекты системы "человек-машина". Главный интерес позитивной эргономики состоит в том, чтобы сделать "систему человек-машина" приятной там, где человеку приятно.
Эмоциональная эргономика (гедономика).
Традиционная эргономика не интересовалась эмоциями человека в системе "человек-машина" вообще. Теперь, в здоровой системе «человек-машина» подразумевается, что человек может иметь эмоции в процессе работы (!) и что эти эмоции могут положительно или отрицательно влиять на результат. Гедономика очень новое направление и пока неясно к каким практическим технологиям она приведет.
В применении к дизайну интерьера, а именно к проектированию рабочих пространств, это две новые эргономики имеют прямое отношение. Именно дизайн может непосредственно влиять на эмоции и позитивность человека. В проектировании офисов это выражается в новых подходах к созданию рабочих пространств. Например, гамификация (gamification) - т.е. использование игровых элементов. Или "одомашнивание" пространства, использование приемов, традиционно использовавшихся только для дизайна жилых помещений. В последние пару лет появляются еще более интересные концепции, где офис может быть похожим на клуб или стильный ресторан, галерею. Но, разумеется, речь не только об офисах, а о любых пространствах для работы.
Если раньше рабочие пространства проектировались в основном с позиции функциональнсти, то сейчас и в будущем они будут проектироваться с все большим вниманием к индивидуальным потребностям человека, его эмоциям, ощущениям, желаниям, в том числе тем, которые не связаны непосредственно с рабочим процессом. Дизайнеру будущего нужно будет готовым к тому, что рабочее пространство будет проектировать заметно сложнее и придется пользоваться приемами и техниками из смежных областей.