Изменения в практике планирования городских пространств происходят долго. Быстрой реакции именно в области практики возникнуть не могло, но возникли изменения в дискуссии о практике.
Во-первых, возрос фокус дискуссии на вопросах public health и его взаимосвязи с городской средой. Даже в российской дискуссии этот вопрос наконец-то начал обсуждаться.
Во-вторых, усилилась дискуссия о плотности, т.к. эпидемиологический фактор начал играть в ней заметно большую роль. У нового витка дискуссии о плотности даже успела появится своя маркетинговая упаковка - "15 минутный город" - https://www.15minutecity.com/
В-третьих, идёт разговор о неравенстве, бедности и скрытой бедности в города, как эпидемиологическом факторе - https://www.wri.org/blog/2020/04/coronavirus-inequality-cities
В-четвертых, один из ключевых разговоров - разговор о том, как обеспечить мягкий выход из ситуации эпидемии. Как вернуть доверие пошатнувшимся позициям общественного транспорта, как обратно запустить привычные экономические процессы и т.д. https://www.ispionline.it/it/pubblicazione/poverty-and-inequality-role-cities-post-covid-19-scenario-25810
Глобально - речь идёт о долгосрочной разработке технологий устойчивого и способного сопротивляться новым эпидемиям города. В каком-то смысле сама по себе история с глобальной эпидемией весьма удивила урбанистов, потому как буквально незадолго до коронавируса в программных документах форумов, посвященных общественному здоровью говорилось, что у нас новая эпидемиологическая эпоха - вирусы и инфекции ушли в прошлое, теперь главные наши беды не инвазивного характера (сердечно-сосудистые, неврологические, возрастные и т.д.). Но всё оказалось чуть сложнее, поэтому нужно заниматься новыми разработками https://www.eib.org/en/stories/urban-resilience-to-future-shocks
Ну и наконец самый важный момент - радикально коронавирус никак не изменил дискуссию о городах. Усилились отдельные позиции, который и так звучали до этого - борьба с бедностью и другими формами неравенства, мультимодальные транспортные системы, смешанный функционал зданий, борьба с изменениями климата, новые технологии в производстве энергии и еды, доступное здравоохранение, well-being горожан как приоритет городской политики, ограничение экономического роста, системы умного города, как контрольные, так и обеспечивающие инфраструктуры заботы.
Удивляет упорное переустройство городов в сторону общественного транспорта против личного. Хотя это прямо таки рассадник коронавируса. И даже пандемия эту тенденцию переломить не смогла.