У меня есть пара вопросов к тем, кто связан с профессией дизайна: откуда вы черпаете вдохновение, откуда брать идеи, что должен уметь дизайнер и какие есть интересные материалы или подкасты на тему дизайна? Спрашиваю, потому что хотел бы научиться промышленному дизайну.
Отвечу на примере своей работы, графического дизайнера и веб-дизайна.
Основной идеей, к примеру, для сайта является задача и ТЗ заказчика, ведь в них содержится проблема, которую необходимо решить. И визуальное составляющее этой проблемы это вторая часть, а первая это применение своих знаний на решение задач по проектированию структуры сайта.
Основными сайтами для поиска идей и референсов являются Behance, Dribbble, Artstation, Deviantart и Pinterest. Behance в данном случае является лидером, так как на нем можно найти развёрнутые кейсы, в которых описываются все элементы и страницы проекта. Формат Dribbble больше подходит для поиска концептуальных решений и приемов. Но в большинстве своём это всё визуальные составляющие, которые можно применить к структуре.
Artstation — это профессиональная площадка для CG художников и 3D-моделеров, возможно там не так развёрнуто показывают проекты как на Behance, но если смотреть узкуноправлено по сфере Арт и 3D, проектов там значительно больше.
Deviantart хорош если правильно настроить фильтры поиска. На портале много начинающих художников, из-за этого много низкоуровневых работ. Но есть плюс, что можно посмотреть работы китайский авторов, которых нигде кроме этого портала нет.
Pinterest удобен когда нужно что-то быстро найти и нет времени заходить на каждый выше упомянутый сайт.
Если говорить про большие проекты, как к примеру Яндекс Кью, есть UX-аналитики, опрос фокус-группы, юзабилити тесты, метрики, отчеты топовых компаний о поведении пользователей.
Если рассматривать работу в команде, то у больших компаниях есть штатный UX-аналитик, который собирает данные о пользовательском поведении. После сообщает UX-дизайнеру о воронках и выдвигает гипотезы по улучшению UX структуры сайта.
Существует много методологий получения данных и каждые работают в зависимости от этапа проекта.
Одним из эффективных методов при запуске проекта является опрос фокус-группы. Это очное тестирование целевой аудитории. Опрос можно проводить на этапе прототипа или дизайн-макета, что упрощает работу команды.
Юзабилити-тесты позволяют отслеживать движения взгляда пользователя при взаимодействии с сайтом или приложением. Для такого тестирования необходимо специальное оборудование — айтрекер. Он следит за перемещением зрачка трестируемого и аналитик может видеть на своём экране куда пользователь смотрит. Тем самым можно понять «мертвые зоны» макета, которые пользователь не видит.
Метрики работают уже на действующем сайте. Для этого устанавливаются цели на клики, переходы, скролл и тп. Метрики имеют больший охват чем фокус-группа, так как учитываются все пользователи вошедшие на сайт. Но в любом случае есть погрешность.
В глобальном плане получения опыта о пользовательском поведении, есть отчеты крупных компаний: Google, IBM и тп. В них есть общее понимание об улучшениях UX структуры сайтов и приложений для разных отраслей бизнеса.
Касаемо вашей заинтересованности промышленным дизайном.
Промышленные дизайнеры это специалисты, которые разрабатывают практически все предметы окружающие нас. Сам промышленный дизайн включает в себя очень много сфер: от предметного до транспортного дизайна.
За частую мы даже не задумываемся, что предмет, которым мы ежедневно пользуемся, разрабатывали несколько лет. Один мой знакомый пром. дизайнер рассказал, что набор из столовых приборов (ложка, вилка, нож и тд.) разрабатывают в течение года. Продумывается концепция, эргономика, а еще нужно заложить стилистику, которая будет актуальна через год.
Такая же ситуация с зубными щётками. В Санкт-Петербургской художественно-промышленой академии им. Штиглица на разработку зубной щётки студентам дают целый семестр. А ещё в этой академии студенты промышленного дизайна разрабатывают дизайн макаронных изделий. Это называется food-design, но тоже является подразделением промышленного дизайна.
Я общался с преподавателем академии, в своём подкасте, на тему современного промышленного дизайна, запись оставлю в конце ответа. Сергей Петрович Хельмянов довольно подробно разъяснил тенденции и влияния моды на развитие дизайна. Мы обсудили транспортный дизайн, даже проект Cybertrack Илона Маска.
Если перейти через прикреплённый ниже подкаст на Яндекс Музыку, то в альбоме с выпусками можно найти ещё несколько немение интересных выпусков с промышленными дизайнерами. К примеру, Рафаэлем Фахретдиновым, который разрабатывает корпусы для систем умного дома и автомата с симкартами. Ещё есть выпуск посвященный конкретно транспортному дизайну, в котором я общаюсь с Георгием Вароди. На момент записи выпуска Джордж работал в Ауди, а сейчас он сменил сферу и работает в одной из ведущих игровой студии.
Если вам интересно узнать о промышленном дизайне от первоисточника переходите на подкаст.