Я точно не в силах объяснить почему. И мне не кажется, что можно сформулировать какие-то универсальные советы по созданию таких мест. Именно поэтому у одной и той же команды редко получается создать больше одного – двух мест, которые были бы одинаково удачно реализованы, успешны.
Тем не менее есть какие-то вещи, которые могут показаться очевидными, но они действительно важны.
Везение. Оно в том числе определяется количеством проделанной работы: чем больше было попыток, идей, проектов, стараний в рамках какого-то дела, тем выше шанс, что в конце концов повезет.
Целеполагание. Как минимум нужно хотеть стать значимым местом в рамках города.
Профессионализм. Необходимо постоянно развиваться, придумывать что-то новое и никогда не останавливаться на достигнутом. Момент, когда появляется мысль, что все уже сделано и ваше превосходство неоспоримо, — это начало конца.
Нужно заниматься либо тем, чего еще не было, либо стараться находить недостатки и улучшать такие традиционные формы бизнеса, как, например, наш.
Необходимо любить не только свое дело (и ни в коем случае не себя в своем деле), но и тех, для кого ты это делаешь: покупатели / гости / клиенты, команда, сам город. Без искреннего, доброго отношения к людям, мне кажется, не стоит надеяться на ответные чувства. Также важно постоянно прислушиваться к мнениям людей, даже к самым обидным и возможно несправедливым реакциям.
Терпение. Важно быть готовым к тому, что, прежде чем все получится, может пройти не два, не три года (то есть не тот период, по прошествии которого многие ожидают возврата инвестиций). На самом деле пройти может 5 – 10 и более лет. Важно быть готовым к критике, неудачам на начальном этапе. Скорее всего, действительно значимым в рамках такого города, как, скажем, Санкт-Петербург, может только то дело, которое воспринимается вами как дело всей жизни.
А еще красота. Любую, даже самую незначительную, работу нужно делать красиво. Либо так, либо никак.