Давайте сначала разберемся с понятиями:) Родительские программы — это установки, которые мы перенимаем от родителей. Они крепко фиксируются психикой и продолжают влиять на нас уже во взрослом возрасте. Например, мы можем вслед за гиперопекающими родителями считать себя беспомощными и ни на что не годными и, соответственно, регулярно недооценивать свои результаты, рассчитывать на менее престижную должность. Или же вслед за тревожными родителями видеть опасность во всех и каждом — и не позволять себе заводить друзей и возлюбленных.
Как это работает? Мы действительно что-то заимствуем у наших родителей: их поведение и реакции. Однако ни психологии, ни какой-либо другой науке не известно доподлинно, что конкретно мы забираем. Нет ни достоверно описанных механизмов, ни экспериментально обоснованной программы, которые позволяли бы говорить: вот это ребёнка травмирует, и он всю жизнь будет сторониться близости, а вот этого он и не заметит. Точно можно сказать лишь одно: усваивается далеко не всё. Опять же, поскольку мы не можем точно установить, что, когда и почему будет усвоено маленьким человеком, мы не можем говорить только о плохом влиянии родительских программ. Совершенно запросто мы в детстве можем усвоить уважительное отношение к близким и заботу о самом себе.
Адаптивные и дезадаптивные программы Предлагаем рассматривать родительские программы не с точки зрения хорошего или плохого вклада в судьбу, а с точки зрения их адаптивности. Иными словами, насколько эта программа мне помогает, облегчает мою жизнь, насколько она полезна. И тогда можно разделить их на две категории: адаптивные и дезадаптивные. Вышеупомянутые примеры с гиперопекающими или тревожными родителями – это дезадаптивная программа. Другой вариант: ребенку с детства говорили, что жизненный успех во многом зависит от собственного вклада. И вот уже взрослый человек старательно учится и оттачивает мастерство, получая заслуженные лавры в профессии. Такая программа адаптивна.
Родители действительно виноваты? Все мы родом из детства, это так. Однако стратегия поиска виноватых в лице родителей редко приводит к более счастливому варианту жизни. Эрик Берн — человек, подробно описавший разнообразные варианты родительских сценариев, — считал, что если родитель воспитывает Лягушку, ему хочется, чтобы ребёнок рос именно счастливой Лягушкой, а не каким бы то ни было Принцем. И это не злой умысел. Родители, если не брать крайние варианты, желают нам добра. И даже если их методы воспитания не вполне соответствуют представлениям современной педагогики, лучшее, что может сделать человек во взрослом состоянии — взять жизнь в свои руки.
Что обязательно надо знать: родительские программы поддаются коррекции. Необходимо пробовать менять свое поведение и реакции в сторону более адаптивных. Для этого нужно понаблюдать за собой и попробовать зафиксировать свои мысли и реакции, которые усложняют жизнь. Например, если вспомнить вышеупомянутые ситуации, то осознать, что беспомощность и повышенная тревожность — установки, которые можно поменять. И, наконец, тренировать в себе новую привычку (самостоятельно или с психологом) иначе думать и иначе действовать.
В качестве дополнительного материала для изучения темы родительских сценариев рекомендуем прочитать книгу Клода Штайнера (одного из учеников Эрика Бёрна) «Сценарии жизни людей».
Сначала точно помогают - хотя бы за неимением других.:)
А вот когда ребенок начинает взрослеть и активно коммуницировать с другими (и детьми, и взрослыми) - в садике, в школе, колледже, вузе, на работе, во всевозможных... Читать далее
Подавляющее большинство людей воспитывали их родители. И хотим мы или не хотим, но именно подходы наших родителей создают базу, на которой мы строим свое представление о том, как правильно воспитывать своих детей. Просто иного... Читать далее
Странный вопрос. Если это полезные установки, типа «мыть руки перед едой» или «не убий, не воруй» и тд., не думаю, что они могут мешать. ))
И конечно, если это что-то вроде «мальчики не плачут» или «все богатые воруют» - такие... Читать далее
Установки бывают разные, и от родителей мы принимаем как ограничивающие, так и продвигающие убеждения.
Что из них помогает, что что мешает - понятно из названия.
Чтобы понять, какие они - спросите себя, как я себя чувствую... Читать далее
Кинолог, обожаю собак, домашнюю птицу и огород · 28 мар 2022
Конечно, помогают и ещё как. Ведь ребенок и его отношения к миру закладывается все в семье, ни школа, ни двор, ни учителя никто не даст ребенку воспитание. Правильное оно будет или нет все зависит от родителей, но если родители... Читать далее