кинокритик, главный редактор журнала «Искусство... · 6 нояб 2021
Говорить о «тренде на документальность», конечно, смешно — ведь кино родилось документальным, спросите братьев Люмьер! И когда Сергей Эйзенштейн реформировал игровой кинематограф, рядом с ним творил документалист-новатор Дзига Вертов, а одновременно с Дэвидом Уорком Гриффитом, создателем голливудского кино, создавал великие неигровые фильмы Роберт Флаэрти.
Однако есть правда в том, что массовый интерес к документальному кино в последнее десятилетие заметно вырос и продолжает расти. У этого явления несколько причин, попробую назвать хотя бы некоторые.
Во-первых, все чаще размывается граница между игровым и документальным, док-элементы проникают в самые нашумевшие и обсуждаемые фильмы: последний пример — победившая на фестивале в Венеции и на «Оскаре» «Земля кочевников» Хлои Чжао, основанная на документальной книге и включающая множество непрофессиональных актеров, исполняющих собственные роли. Такого рода кино все больше снимают по всему миру.
Во-вторых, стремительное (и только ускорившееся в пору глобального локдауна) развитие и рост стримингов привело к повышению интереса публики к новым формам документалистики, более современной и динамичной, чем привычные телевизионные форматы, но и более демократичной и внятной, чем «авторское» документальное кино. «Король тигров» — феномен ничуть не меньший, чем какая-нибудь «Игра в кальмара».
В-третьих, в эпоху так называемой постправды, когда мало кто в мире доверяет «официальным» новостям из телевизора, ценность подлинного документа многократно возрастает. Люди больше не довольствуются тем, что им сообщают власть имущие, у них есть альтернатива «ящику» — вездесущий YouTube, также порождающий новые формы документальности. Стремление к документальному — это стремление к истине.
Знаменательно, что именно в эти годы к зрителям возвращаются запрещенные и пропавшие без вести 100 лет назад (именно из-за «неудобности»), а потом чудом восстановленные киноведом Николаем Изволовым ранние фильмы Дзиги Вертова «Годовщина революции» и «История гражданской войны», мировая премьера которой состоится в Амстердаме уже в этом ноябре.
Хороший вопрос. Думаю люди в какой-то мере устали от спецэффектов и вымученных сюжетов. То, что предлагает нам жизнь зачастую куда более фантастичное, чем может придумать сценарист за чашкой кофе. Документальное кино - это... Читать далее
Во-первых, как говорил Марк Твен: «Truth is stranger than fiction». Реальность богаче воображения. Почему? Потому что фикшн подчиняется возможностям, а в реальности они не исчерпаемы — границ никаких нет. Есть история — есть... Читать далее
Режиссёр и куратор в театре. Журналист в прошлом... · 5 нояб 2021
Если говорить о театре, тренд на документальность существует как будто бы не сейчас.
А с середины прошлого века. Людям было необходимо отрефлексировать травмы XX века, и как будто документальный текст (например, текст... Читать далее
Документального кино не существует. Если говорить о том, что называют "документальным" кино, то опять-таки — тренд? Сейчас как никогда документалистика никому и не нужна, когда можно посмотреть байопик или "основанный на... Читать далее