Если говорить о театре, тренд на документальность существует как будто бы не сейчас.
А с середины прошлого века. Людям было необходимо отрефлексировать травмы XX века, и как будто документальный текст (например, текст Нюрнбергского процесса) помогал сделать это по-настоящему. Без призмы, без «лишней», условно, художественной оптики. Эта тенденция развеивалась активно, и к началу 2000-х стала расцветать и в российском театре. Сегодня на нас очень повлиял и продолжает влиять «Театр.Doc».
Через документальный текст мы более точно осознаём реальность и видим в ней себя. Сегодня документальные техники расширяются и развиваются, и могут существовать не только в «чистом» жанре, но и на стыке жанров и практик.
В современном театре особенно интересно это смешение. Когда документальный текст в итоге становится частью художественной реальности. Исходя из текста конструитруется или декорструируется миф. И документальный текст сегодня актуален, скорее, как часть той или иной реальности, которую предлагает художник. Как один из законов: он может быть ведущим, а может и не быть.
Но сегодня и документальный текст может быть просто текстом. Если ещё 20 лет назад он существовал только в плотной связи с контекстом, то сегодня он может быть из него вынут и помещён совсем в другой, и на стыке будет обнаружено рождение новых смыслов.
Вообще, сегодняшняя художественная реальность очень разнообразна и противится выделению «главного». Она уходит от канонов и трендов, освобождая место для всех практик.