"
День сурка", безусловно, нарицательный лидер симпатий в этом повествовательном приёме. Примечательно, что фильм создавался в довольно нервной творческой обстановке. Харольд Рэмис много переделывал сценарий, написанный Дэнни Рубином по мотивам собственного рассказа, а на монтаже и вовсе погрузился в уныние, так как фильм не складывался. Сейчас это кино выглядит, как скроенное идеально. Это, безусловно, парадокс творчества и в особенности кинематографа.
Любопытно, что в том же 1993 году в прокат вышел детективный экшн "
Двенадцать ноль одна по полуночи", где главный герой изо дня в день снова пытался и пытался спасти от убийства девушку, в которую влюбился. Этот телефильм сняли тоже по литературному произведению. Первоисточником является рассказ Ричарда Лупоффа "12:01 P.M.". Создатели "Дня сурка" полгода разбирались в суде, есть ли здесь плагиат или нет. Но вообще-то Лупофф написал свой рассказ двадцатью годами ранее.
Самый масштабный фильм, снятый аналогичным приёмом с цикличностью происходящего, это "
Грань будущего". Стрельба, графика, фантастика, любовь, много юмора и Том Круз. В основе этой истории тоже лежит литературный источник – роман Хироси Сакурадзаки "Всё, что тебе нужно – это убивать". Над проектом работала потрясающая команда и результат получился впечатляющим.
По уровню драйва не уступает ему фильм "
Исходный код" с Джейсоном Джилленхолом в главной роли. К концу фильма очень хочется поверить в парадокс, который позволит всем участникам тех событий выжить.
Похожим технологическим расследованием занимается Дензел Вашингтон в фильме "
Дежавю". Идея фильма была частично позаимствована из романа Орсона Скотта Карда "Искупление Христофора Колумба".
"
Эффект бабочки" с Эштоном Кутчером не так логично скроенный фильм, но всё же бывший популярным в своё время. Многие жаловались на финал фильма, мол, как ни крути, а хэппи-энд не выходит. В одной из версий сценария главный герой, чтобы избавить всех от собственных ошибок, душил себя пуповиной в утробе матери. Естественно, фокус-группы пришли в ужас, и создатели остановились на чем-то неопределенном и, честно говоря, бесхребетном.
За последние два года вышли три отличные версии "Дня сурка" на разный вкус. Это фильмы "
Зависнуть в Палм-Спрингс", "
Счастливого дня смерти" и "
День курка". Почему-то подобный повествовательный прием вдруг оказался очень популярным. Любопытно, что все эти фильмы так или иначе стараются быть комедиями. Видимо, ситуация, когда ты оказываешься раз за разом в одной и той же ситуации, располагает в своей нелепости к ироничному к ней отношению. "Зависнуть в Палм-Спрингс" пришёлся весьма кстати на стримминговых платформах в разгар первой волны пандемии – весьма точно отражал всеобщее настроение.
Ещё выдающийся фильм о цикличности – "
Шоу Трумана". Его тематика посвящена не только однотонности нашей жизни, как предыдущие фильмы, но и получившей второе дыхание концепции Большого (Старшего) брата, который, как известно, следит за собой. Это была первая заметная драматическая роль Джима Керри. Говорят, на площадке было табу на шутки из его предыдущих комедий, настолько серьезно он относился к работе в этом фильме.
Также в комментариях уже упомянули немецкий фильм "
Беги, Лола, беги". Европейский ответ голливудской петле времени в исполнении Тома Тыквера.
За шесть лет до "Дня сурка" в СССР Владимиром Хотиненко был снят фильм "
Зеркало для героя". Главные действующие лица фильма перемещаются во времени на сорок лет назад и неоднократно попадают в один и тот же день – 8 мая 1949 года. Это глубокая и проникновенная драма, которую многие считают лучшим фильмом Хотиненко, о чём свидетельствует и оценка на "КиноПоиске".