Да, и более того - хоррор как жанр в принципе тяготеет к феминистской перспективе. Это тяготение, что важно понять, обычно не связано с авторским произволом режиссеров и сценаристов, а чаще продиктовано самой логикой построения сюжетов. Но для начала стоит определить, что такое феминистский хоррор вообще.
Здесь было высказано (верное) предположение, что феминистским хоррор делает оптика, т.е. подход к изображению женщины в фильме. Я бы предложил слегка расширить это определение: феминистский хоррор - это хоррор, в котором акцентируется женская точка зрения; хоррор, в котором мы видим происходящее прежде всего женскими глазами. И если феминизм - это борьба за обретение женщиной субъектности (т.е. способности к автономии вне подавляющей роли мужчины), то хоррор сделал для продвижения феминистских идеалов больше, чем любой другой жанр, включая оскароносные драмы, обласканные критиками.
Дело в том, что хоррор как жанр работает прежде всего с категориями тревоги и уязвимости, а эти состояния легче всего показывать на женском персонаже. (Не говоря уже о том, что большинство фильмов ужасов обычно погружены в более-менее реалистичный социальный контекст, а в нашем обществе женщина в среднем более уязвима, чем мужчина) Но - и это крайне важно понять и помнить - хоррор не просто эксплуатирует женскую эмоциональную нестабильность или беззащитность, а превращает женщину в самостоятельного агента действия. А вот как именно хоррор это делает (просто показывая сильного женского персонажа, "проникая в голову" женщины, или как-то еще) - это совершенно отдельный вопрос. И да, есть хорроры, где женщине отведена чисто декоративная роль подруги главного героя или очередной жертвы, однако много больше таких, где женские персонажи оказываются победительницами в схватке со злом.
И чтобы легче было понять, как работает фем-хоррор, дам несколько примеров его основных категорий.
1) Самый яркий пример такого рода - это, конечно, образ женщины в
слэшерах. На первый взгляд (которым многие, увы, ограничиваются) это фильмы, в которых все женские персонажи (как и мужские) не более чем набитые внутренностями живые консервные банки, которые раз за разом вскрывает очередной маньяк. Но если смотреть внимательно, то легко заметить, что именно женщины в слэшерах не просто главные героини, но зачастую единственные, кто в неравных условиях сражается с убийцей - и побеждает. Лори Строуд в "
Хэллоуине" - самая тихая и незаметная из всех девушек - оказывается единственной выжившей, и не просто случайно, но потому, что она упорно борется за свою жизнь. Элис из "
Пятницы 13-е" не просто выживает, но обезглавливает психопатку, вырезавшую до этого кучу людей. Нэнси Томпсон из "
Кошмара на улице Вязов" - единственная, кто последовательно ищет способ убить Фредди Крюгера, придумывает план и успешно его осуществляет. И далее, далее, до бесконечности. Несколько огрубляя, слэшеры дают пример того, как женщина обретает себя в борьбе со смертельной опасностью. Хорошо известный архетип "
последней девушки" (
final girl) отсылает именно к этой динамике преодоления страха и победе над превосходящим противником. Эта традиция живет и сейчас, даже в насквозь постмодернистских слэшерах типа "
Крика".
2) Еще один важнейший пример - фильмы, в которых, наоборот, именно феминность становится источником страха, ужаса или отвращения. В такого рода картинах женщина (и часто женское тело в особенности) представляет собой источник тревоги, неважно для нее или окружающих. Неудивительно, что чаще всего такие фильмы попадают в категорию "
телесного хоррора". Тем не менее, они точно также наделяют женщину статусом субъекта, только теперь в центре внимания находятся не ее действия во внешнем мире (борьба с маньяком, например), а наоборот, ее внутреннее состояние. Внешняя среда в таких фильмах скорее фон (более или менее важный) для внутренних процессов. Самый, наверное, хорошо известный вариант такого фем-хоррора - это "
Ребенок Розмари". А из недавних - отличный "
Титан". Также я бы отметил и другие, не столь известные, но не менее интересные работы вроде "
Мэй" или "
Оборотень". Все эти фильмы объединяет то, что показанная в них ситуация дана сквозь призму женского восприятия, и погружение в опыт женщины - ключевой компонент сюжета.
3) И, наконец, третий пример - в эксплотейшне есть особый поджанр
rape and revenge, в котором весь сюжет строится на том, как женщина (жестоко и беспощадно) мстит тем, кто изнасиловал ее. Это крайнее, но очень яркое выражение той же оптики, в фокусе которой находится женский (и чрезвычайно травматичный) опыт. В данном случае принципиальным моментом является именно восстановление справедливости - большая часть событий в таких фильмах связана именно с женской местью, в ходе которой героиня превозмогает свою травму, обретая силу и способность защитить себя. Недавний нашумевший фильм "
Девушка, подающая надежды" - это, в общем, облегченная вариация такого сюжета, адаптированная к максимально широкой аудитории. Возможно, самый известный классический пример здесь - "
Я плюю на ваши могилы", позже получивший ремейк, ставший началом
франшизы. Квентин Тарантино особо любит шведский психоделический эксплотейшн "
Триллер - жестокий фильм", из которого он кое-что позаимствовал для своего "Убить Билла". А мне лично еще очень нравится ранний (и ставший позже культовым) фильм знаменитого Абеля Феррары "
Ангел мщения", в котором немая девушка планомерно отстреливает насильников в Нью-Йорке.