Музыка в кино принципиально отличается от самостоятельных музыкальных произведений. Если, к примеру, в клипах композитор, аранжировщик, исполнитель творят без всяких ограничений, а потом режиссер под фонограмму снимает и монтирует видеоряд, то в кино всё происходит с точностью до наоборот. Когда видеоматериал уже смонтирован, композитор получает задание заполнить музыкой конкретный временной отрезок, который должен эмоционально точно совпасть с изображением. Если, допустим, в начале сцены герой фильма заходит в страшный подвал и пробирается через паутину и завалы на протяжении 65 секунд, то на протяжении именно 65-ти секунд в сопровождающей музыке должно нарастать напряжение, пока, наконец, оно не закончится громовым диссонирующим аккордом в финале сцены, в момент, когда герой обнаружит скелет в шкафу.
Композитор в кино может слегка расслабиться и дать себе волю, лишь когда тема или мелодия звучит на титрах или песню исполняет герой фильма - да и то, если это не мюзикл, то это будет небольшой фрагмент.
Это сложная работа, требующего высокого уровня профессионализма. Но зато есть существенный бонус. Созданная в таких мучениях музыка, подкрепленная выразительным видеорядом, в случае, если фильм становится хитом, делает композитора звездой (а заодно - богатым человеком). Именно поэтому такие саундтреки так хорошо запоминаются (это ответ на ваш первый вопрос).
В итоге множество талантливейших современных композиторов, сочиняющих музыку во всех жанрах, становятся известными и знаменитыми исключительно благодаря своей работе в кино.