Хочу собрать классный список для просмотра! Вот есть фильмы прекрасного Чарли Кауфмана ( что «Нью-Йорк, Нью-Йорк», что «Думаю, как всё закончить»), у которого всё в какой-то момент начинает распадаться. У Муратовой… и ведь даже у Гайя Риччи в «Револьвере» (хотя, возможно, он этого совсем не хотел)! А у кого ещё происходит подобное?
Мне кажется, что тут интересно поиграть с пределами контроля (тм), а также постараться прочертить границу между «выходом» и сбоем, неполадкой, которая не ведет к тотальному разрушению цепи.
В частности, думая про Кауфмана, я бы определил ход его фильмов как «контролируемое падение» — в них есть очень четкие механизмы, которые проворачивают сюжет и сознания, как раз не позволяя им выйти за пределы, а как найти лазейку удается — фильм заканчивается.
Из своих «пределов» навскидку привел бы такие примеры.
Каждый выход из-под контроля в моем представлении отлично иллюстрирует систему, которую он ломает. Так, Содерберг описывает в «Прачечной», как работает глобальная экономика, проецируя ее на все уровни человеческой жизни (вплоть до любви и отношений детей с родителями), а потом находит точку, где эта система сбоит — и выводит фильм за пределы умышленно постановочной формы, обнажая прием с Мэрил Стрип в костюме Статуи свободы (тоже, впрочем, под конец).
Или в аниме-саге «Атака титанов» пределы оказываются очень гибкими — сначала они ограничиваются Стенами, которые защищают жителей, а потом распространяются на память и историю, постоянно задавая новые фигуры тех, кто все контролирует. И события сериал начинаются буквально с того, что все пошло не по плану (речь и о разрушении стены, и о Подвале), вышло из-под одного контроля — и принялось гулять по другим пределам.
Как это сбивается в мозгу, любил поразмышлять Сатоси Кон — например, в «Паприке» из-под контроля выходят сны, угрожая подтолкнуть на бунт экономику, политику, все человеческие матрицы. И оказывается, что лучший способ сохранить контроль — не обладать им (как корпулентный гениальный ученый).
Или «Неудачный трах» Раду Жуде начинается с выхода из-под контроля домашнего пользования порнографического хоум-видео — и оказывается той щепкой, которая может разрушить вековые постройки румынских скреп (тут режиссер очень последовательно описывает улицу, букварь менталитета, сражения позиций; и даже в финале позволяет всему супергероическим образом не находить контроль).
Или пытаются быть неподконтрольны две Марии из «Маргариток» Веры Хитиловой, как раз исследуя вопрос, кто и кого контролирует, можно ли выйти из-под контроля выхода из-под контроля.
Во многом, мне кажется, это вопрос определения системы и поиска возможных нарушений ее фундаментальных понятий.
Есть целый сериал, само название которого подразумевает, что все пошло не так. Называется "Фауда", что по арабски означает "Хаос". Про то как израильские спецслужбы работают на территории Палестины под прикрытием.