Страдать он, конечно, не должен. Истоки этого мнения уходят вглубь веков, когда профессиональный живописец не был богатым, он был вынужден работать много, быстро, зачастую в неудобных позах, вдыхать пары красок и т.п. Это не придавало ему счастья. Кроме того, художник был неотделим от его религиозных убеждений. Если он пишет то, что нужно церкви, он хорош, а если что-то ее не устраивает, то тут же в ход пускаются разговоры о дьявольской сути его таланта.
Свою лепту внес в дискуссию Зигмунд Фрейд, который утверждал, что человеком движут всего два стремления: стремление к жизни (наполненное энергией либидо) и стремление к смерти (наполненное энергией мортидо - термин Э. Берна). Если энергия не реализуется в адекватном направлении, то она должна сублимироваться, облегчиться в направлении ином. В частности, должен осуществляться переход из сексуальной энергии в творческую. Счастья нет - иди, твори. Выплескивай на полотно то, что держать в себе не в силах. Чаще это страдание, которое легче находит отклик в людях, которые всматриваются в наполненные внутренним смыслом картины.