Можно по-разному ответить на ваш вопрос, в зависимости от того, что мы понимаем под жертвой. Это ли жертва чего-то/кого-то конкретного и материального или жертва, в широком толковании, как акт альтруистичного безвозмездного "дарения"?
С моей точки зрения,
искусство - это всегда жертва. Без жертвы не бывает искусства. Человек, создавая произведение искусства, творчески осмысляя и переосмысляя мир, не может не делиться частью своего внутреннего мира. Но он не просто делиться им с другими людьми, он идёт на это не ради кого-то (не могу сказать, что для себя, потому что потребность творить - высокодуховный процесс, который невозможно остановить или задавить), а ради самого процесса творчества.
Кто-то спросит: а что же тогда теряет сам творец, чего не может получить взамен? Искусство - это бесконечный процесс самоотдачи и саморефлексии, который выливается в размышления о более глобальных вещах, но через призму субъективного восприятия. Так вот. Пока мы творим, мы постоянно изменяемся, и это изменение невозможно без частичной утраты самого себя. Если бы все гениальные поэты, писатели и художники опирались бы только на мотив общественного признания и восхищения, то мы бы не знали, наверно, добрую часть великих деятелей искусства.
Безусловно, я не говорю о том, что творцы опираются ТОЛЬКО на своё собственное желание, наплевав на то, кто что там думает - не забываем Аристотеля, нам всем нужен социум и его поощрение. Однако же, и обратный вариант тоже невозможен. Творчество и "чудотворчество" - это, в первую очередь, борьба не с мнением окружающих, а с самим собой. И она не очень то лёгкая)
Без бесконечного стремления и упорства творца, который, несмотря на все свои сомнения, возможное неодобрение и безразличие со стороны общества, продолжает делать своё дело (просто потому что по-другому не может), ничего бы не было. Это одновременно и жертва, и необходимость: я вот вырвала для вас сердце и положила на стол, но я же знаю, что меня об этом никто не просил, подозреваю, что это может "никому" быть не нужно, да и не рассчитываю я хоть на одно ваше слово, но я его всё равно его вырвала, и буду продолжать делать это дальше. Зачем? А потому что вся суть творца, художника состоит в этом.
И тут как никогда раньше подходит Пушкин с его сонетом "Поэту", в котором он развивает, помимо всего прочего, мысль о том самом: искусство поэта - это "подвиг благородный", за который именно поэтому не стоит просить "наград" извне. Мотив творческого акта как жертвы тоже присутствует: "треножник" - это ведь место для жертвоприношения, которое "в детской резвости колеблет" толпа, то есть буквально ставит под сомнение жертвенную деятельность творца:
Поэт! Не дорожи любовью народной,
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодный,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогую свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.