На этот вопрос есть два ответа: один - с позиций искусствоведческих, который нам транслируют искусствоведы и кураторы, второй - человеческий, точка зрения обывателя. Напишу оба.
Первая часть марлезонского балета. Чтобы понять тягу к новому выражению мысли (не классическому), к поиску нового языка, нам надо вспомнить, что европейское общество пережило к тому времени Фрейда, Фрома и Ницше, которые выбили христианскую мораль из под ног, пережили кровопролитнейшую по тем временам первую мировую войну с огнестрельным оружием, увидели мир с высоты птицы и с новых скоростей авто и поездов, пережили открытие радиации, геометрию Лобачевского, открытие атома и поняли что мир многогранен и есть в нем скрытые от глаза энергии. Поэтому уход в абстракцию, по лозунгам самих же абстракционистов - это передача чистого эмоционального порыва. Чистого имеется в виду - очищенного от сюжета (естественно библейского или мифодревнегреческого) , чтобы понять который нужно быть еще ооочень эрудированным. Прежний художественный язык был придуман Джотто - это картина как театр (П.Д.Волкова). Все до абстракционистов показывали сюжетный мир. Новому постреволюционному пролетарию классическое искусство уже не подходило, ему нужен был иной язык без мифов древней Греции, как минимум. А как максимум, они искали скрытые гармонические энергии которыми пронизан мир. Малевич в своем поиске сделал упор на форме и на цвете. К слову сказать, после создания этого задника с квадратом для театральной постановки, он увидел особое свечение и энергию, которую потом сам же в своих копиях уже никогда не смог повторить. Просто случайно он нашел особый цвет и особую форму. Ведь там квадрат не совсем квадрат и черное не полностью черное, и белое не белое. Просто в моменте у него что-то так сложилось, что поражало зрителя энергетическим посылом . Но вот откуда в его творчестве появился этот черный цвет? Когда мы ищем культурные взаимосвязи, сразу же в памяти всплывает древнейшая традиция Китая. Доподлинно мы не знаем, вдохновлялся ли Каземир Северинович китайской мистикой, был ли с ней знаком, но в Китае черный цвет означает космос. Кстати, не у них одних! Подобные представления мы встречаем и у египтян, которые говорили: "Кто познает абсолютный свет в абсолютной темное, тот познает истинную природу бога Ра". Дело в том, что Космос мы видим на фото темным, но он залит абсолютным светом от звезд. Просто этому свету не от чего отражаться по большей части. Но вот геометрическая фигура обозначающая небо (космос) - это круг, потому что он не имеет начала и конца. А квадрат символизировал землю, т.к. "четверичность" присутствует на земле в самой основе существования (времена суток, стороны света, времена года). Сошлюсь на И-цзин (книгу перемен). Но цвет земли желтый, желто-красный, как глина. Я не утверждаю, что Малевич напрямую "сдернул" эту философию, но китайские взгляды на символы, возможно, могут нам помочь понять ход мыслей Казимира Севериновича [Волкова П.Д. Мост через бездну / П.Д. Волкова. – М.: Зебра Е, 2014. – 224с.]. Черный квадрат - это соединение неба и земли некое выражение закона мироздания. Это окно в космос с земли для медитации о смысле жизни, о человеке, о космосе, о человеке в космосе, о Боге. Сам К.С.Малевич считал, что созерцая «Черный квадрат» субъект будет стремиться истолковать, найти смысл этого изображения. Не найдя смысла, индивид вернётся к первоначальному предположению, что это просто черный квадрат на белом фоне. А может быть всё-таки есть какой-то смысл? Разум начнет работать по замкнутой схеме и именно в это время активизируется подсознание, преодолев рационализм сознания [Меньчиков Г.П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека. –Казань:Таглимат, 2006. - 316 с.]. И только тогда любой субъект сможет увидеть в скромном «Черном квадрате» всё мироздание.
Вторая часть марлезонского балета. Я представил "официальный" взгляд на понимание картины, который транслируют нам искусствоведы на парах в университетах. Но у меня как у обывателя всегда возникает ощущение, что популярность картины во многом вызвана эффектом неожиданности, потому что до него никто и подумать не мог, что это можно выставлять, что так можно визуализировать свои мысли. Как-то так.