Смотря что понимать под интеллектом. Например по Рэймонду Кэттеллу интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся. Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки. Таким образом на подвижный интеллект шахматы влияют посредством развития логического и не только логического мышления, развития качеств необходимых для анализа и решения проблемной ситуации выходящей за пределы предыдущего опыта. На кристаллизовавшийся интеллект шахматы влияют формируя и развивая способность использовать усвоенные знания и навыки. Если интеллект это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности, то шахматы развивают в той или иной степени развивает все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.