Процессный подход к управлению это - делегирование полномочий и ответственности через Бизнес-процессы.
В компании (системе) выделяют наиболее важные Бизнес-процессы (БП), которыми требуется непрерывно управлять, Эти процессы регламентируются и назначаются Владельцы БП, которым делегируются полномочия и ответственность по управлению БП (планирование, исполнение, контроль и мотивация)
Для управления регулярной деятельностью (не в проектных компаниях) существует всего два подхода к управлению: Функциональный и Процессный. Функциональный подход зародился намного раньше процессного. Его суть в том, что мы группируем людей по функциям (функция - набор схожих работ). В организации выделяются основные функции (Маркетинг, Персонал, Производство, Финансы) и вспомогательные (все остальное). Классификация очень похожа на Процессный подход, где так же выделяются Основные и Вспомогательные БП. Но в Процессном подходе, основные БП это процессы создания цепочки ценностей для внешнего потребителя основного продукта системы (от разработки товара услуги, производства, до продажи и после продажного обслуживания), а вот БП "Управления персоналом" и "Финансового менеджмента" относятся к вспомогательным.
В функциональном подходе во главу каждой функции ставят руководителя, например, директор по Персоналу. Затем функцию "бьют" на под функции и так же ставят функциональных руководителей: начальник отдела Подбора персонала, Начальник отдела обучения и развития персонала, ... От каждого руководителя требуется максимальная результативность и эффективность деятельности вверенной подразделения! То есть мы получили систему делегирования полномочий и ответственности через функции.
Но есть один замечательный закон в Системном подходе: "точка настройки оптимальной работы системы НЕ РАВНА суперпозиции (сумме) точек настройки оптимальной работы подсистем". Поясню на примере. Предположим у нас в организации "жесткий" функциональный подход и от Главного бухгалтера требуют, чтобы его система работала максимально оптимально (результативно и эффективно). А это означает, что у Финансовому учету не должно быть никаких претензий со стороны контролирующих органов. В такой ситуации Главный бухгалтер должен выставить очень жесткие и не всегда реализуемые требования к первичной документации, что скорей всего парализует работу Продавцов.
Для решения этой проблемы и придумали Процессный подход, который предполагает, что мы настраиваем не оптимальность каждой подсистемы так, чтобы совокупный результат работы системы был максимально оптимальным. Плюс анализируется весь процесс, что позволяет выявит ошибки, которые не видны с точки зрения функциональных руководителей. Процессный подход позволяет перепроектировать БП в интересах конечного результата и эффективности БП в целом. В Процессном подходе выделяются проблемные БП, назначаются владельцы БП, которым делегируются полномочия и ответственность по управлению БП.
Процессный подход состоит из следующих подсистем (минимально):
- Выделенный БП - объект управления, для которого инструментов функционального подхода не достаточно
- Регламент БП: цели Бизнес-процесса (KPI), описание операций, ресурсов, результатов, сроков и другая информация необходимая и достаточная для управления БП (часто и для исполнения если не предусмотрены рабочие инструкции)
- Владелец БП - участник БП, которому делегированы полномочия и ответственность по управлению БП. Есть критерии для выбора, подробней можно посмотреть на моем канале https://www.youtube.com/channel/UCAqj3OxDsO03Y8b2iLygGHQ.
Самый сложный вопрос для внедрения Процессного подхода это создание матричной системы управления. Участник БП подчиняется, как Владельцу БП, так и Функциональному руководителю. Как справиться с это проблемой, можно ознакомиться в моей статье:
https://www.cfin.ru/itm/bpr/t%26p.shtmlИ еще одно важное замечание. Внедрить Процессный подход для всех БП компании НЕ ВОЗМОЖНО! Подробности там же - в статье.