А почему такой узкий набор альернатив?
Раз предложена такая дихотомия, попробую предложить ее синтез, на мой взгляд более близкий к сегодняшним реалиям. Это общество доступов в том числе к знаниям, знакомствам и связям. Доступы же определяются Вашим собственным выбором в ситуации альтернативной стоимости и отсутствия полной информации о цене и ценности. (В магазине где есть все, сняты ценники и Вы можете выбрать любые 3 товара, хоть коробок спичек, хоть самолет. А вот предстоит Вам искать клад в лесу или на далеком острове Вы еще не знаете)
Это можно сравнить с онлайн игрой: в самом начале Вам предлагается выбрать фракцию в которой Вы будете играть и этот выбор уже определит и навыки (знания) которые Вы будете приобретать и кланы (знакомства и связи) которые Вам будут доступны. И, разумеется, успех которого Вы достигнете. При этом все фракции равносильны. Фенечка в том, чтоб выбрать фракцию соответствующую Вашим способностям.