А Вы почитайте список обязанностей продавцов-консультантов в магазинах косметики, хотя бы на НН-сайтах. Что там такое: раскладка товаров, контроль сроков годности, находиться в торговом зале и т.п. чисто технические функции ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ, про покупателей там минимум или ничего. Что ещё хотят магазины: "Желание работать в индустрии красоты, в сфере продаж. Позитивность, коммуникабельность, энергичность. Опыт работы не обязателен".
Неслучайно, что постоянно много вакансий в крупных магазинах (реклама по радио внутри магазинов о наборе персонала и какая это "рекомендация" для покупателей - это другая тема). Там не нужны специалисты, не нужны высокие продажи.
А если о покупателях косметики крупных торговых сетей - начистоту - большинство приходят "на скидку", меньшинство по необходимости и магазин первый попался по дороге. То есть, покупателей, готовых платить полную цену и следящих за новинками или постоянно делающих покупки в одном магазине и по рекомендациям одного консультанта исчезающе мало - это причина проблемы, на мой взгляд.
Система скидок была придумана для сохранения товарооборота, чтобы не возникало затоваривания и кризиса. А стала чуть ли единственным побудительным мотивом для покупок (ведь покупают и ненужное, только потому что на распродаже) и постоянным системным кризисом.
Ценность товаров стала менее важной, по сравнению с ценой и скидкой. И пока так, продавцами-консультантами будут "позитивные и без опыта работы".
Короткий вариант ответа: да, обучены хорошо в пределах должностных обязанностей - в магазинах товары по полкам разложены, за сроками годности следят, вежливые и позитивные. Что-то знают о товарах.