Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каковы основные бессознательные предпосылки для возникновения веры в Бога?

Вопрос касается именно бессознательных предпосылок, поскольку с сознательными (вроде попытки объяснить мир, придать морали абсолютный статус и т. п.) всё более или менее понятно. Например, склонность проецировать свою разумность вовне и одушевлять неодушевлённое. Т.е. судить о мире (по простоте душевной) по самому себе, наделяя неодушевлённый мир, как в зеркале, душой и разумом.
Примеры:
Пора накормить мою малышку! (взрослый про автомобиль).
Дождик, не мочи меня, хватит! (ребёнок 3-х лет).
Господи, помилуй мя грешного! (верующий)
ПсихологияФилософия+3
Артём
  ·   · 8,2 K
Сектовед. Имею частную практику сектоведческих кон...  · 9 нояб 2021
Немного терминологическая путаница у вас. Из всех приведенных в вопросе примеров только попытка придать абсолютный смысл морали может быть отнесена к сознательным предпосылкам веры в Бога.
Устаревшая, не подтвердившаяся гипотеза о возникновении религиозной веры в качестве попытки объяснения мира за неимением удовлетворительной натурфилософской картины, если бы всё-таки подтвердилась, была бы основана на бессознательных механизмах психики, таких как перенос и проекция, например.
Эти же бессознательные механизмы и в ваших аналогиях "Дождик, не мочи меня!" с "Господи, помилуй!" (О не корректности сравнения обращения к личности и неодушевлённому явлению говорить не будем.) И в анимистической проекции личностных свойств на не одушевлённые объекты.
Самой мощной бессознательной предпосылкой веры в Бога является живой опыт боговидения, т.е. бессознательного не чувственного переживания истока собственного бытия. Такой опыт чаще всего остаётся не осознанным, как и опыт переживания собственного бытия. И это понятно, поскольку сам характер обоих переживаний (своего бытия и истока своего бытия) может быть рационализирован только в отражении: например через деятельность, чувства и т.д. То есть любое попадание этого опыта из бессознательного, в сознание это уже интерпретация, а не непосредственное ощущение или видение. Это подобно тому, как через бинокль невозможно увидеть сам бинокль. Разве что в отражении зеркала.
Наличие подлинного опыта переживания Абсолюта у человека доказывается тем, что само представление об абсолютном бытии есть в человеческом языке. Ведь языки формируются как отражение опыта. Они не могут брать понятия из ниоткуда. И ни один творческо-психологический процесс, лежащий в основе фантазирования, не может дать представления об Абсолютном бытии из опыта относительного мира. А таких процессов не много, и все они известны:
  1. Рекомбинация. Когда известные по опыту явления мира как бы разбираются на части и эти части соединяются в новых сочетаниях: русалка (получеловек+полурыба), кентавр (получеловек+полулошадь) и под.
  2. Гипербола. Преувеличение чего-то, что известно из реального опыта: великаны, исполины, драконы (гигантские змеи-ящеры), многорукие, многоокие и многоликие языческие боги, герои с небывалой силой и под.
  3. Литота (преуменьшение). Обратная гиперболизации операция: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, гномы и под.
  4. Реконтекстуализация. Это когда предмет изымается из привычного контекста и помещается в иной (все в рамках известного опыта). Популярный метод искусства постмодерна. Стул в гостиной это ещё не искусство, а вот стул в поле вполне сойдёт за образчик постмодернистского концептуализма.
Так вот понятие абсолюта никак не получить этими творческими процессами из опыта относительного, ограниченного мироздания. Скажем из представлений о времени и пространстве при помощи гиперболизации мы можем получить представление об чрезмерно протяжённой во времени и пространстве Вселенной. Но не может вывести представление о вечности Абсолютного бытия: то есть о бытии вне времени-пространства. Даже когда мы говорим "вне" мы говорим условно, ибо "вне" предполагает какие-то координаты, но вне пространства-времени их нет. Эта условность вынужденная: язык формируется под влиянием опыта, а чистого опыта пребывания в Божественном "вне" мы не имеем: лишь опыт встречи с Ним, находясь в мире пространственно-временных координат.
1 эксперт согласен
У людей есть способность к абстрактному мышлению, в купе с дуалистическим способом мышления, наличие "относительног... Читать дальше
Православный христианин, Пенсионер МО РФ, в теме...  · 11 дек 2021
Самым достоверным ответом на этот вопрос будет тот, который отвечающий приобрел собственным опытом. Так, лично для меня религия всю жизнь была теорией, гипотезой, требующей доказательства. И была только одна безсознательная... Читать далее
> " ... Если бы жизнь заканчивалась Смертью, то она не имела бы смысла ..."! То есть, вместо того, чтобы вполне... Читать дальше
Андрей Архипов христианин ,учился в семинарии...  · 11 дек 2021
Мы надеемся что выйдем из беды или трудности. Когда нам плохо мы начинаем просить помощи у Бога, хотя мы Его не видим. В нас это заложено Самим Богом
А где логика? Разве БОГ мог закладывать "бессознательное", то есть инстинктивное, в создаваемого им человека?... Читать дальше
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных...  · 14 нояб 2021
Существует три биологические предпосылки религиозности: 1. Иерархические инстинкты 2. Иррациональный тип мышления 3. Фетализация (непропорциональная неотения) головного мозга. Уже не раз писала на эту тему подробно -... Читать далее
1 эксперт согласен
Комментарий был удалён за нарушение правил
Хватит уже обесценивать образное мышление, его...  · 31 янв 2022
Бессознательное - это не только подсознание, оно связано как с внутренним содержанием человека, так и восприятием информации извне. Вот с этим восприятием извне и связана вера в Бога - прямое постижение через образы правого... Читать далее
Алитейист, консциенталист, автор канала "АГАСОФИЯ"  · 9 нояб 2021  · gatamanov.blogspot.com
Бессознательное не могло стать причиной возникновения веры в Бога. Вера в Бога всегда и только сознательна. Бессознательное стало основой возникновения религии вообще и, в частности, шаманизма и язычества. А много ли мы знаем б... Читать далее
1 эксперт согласен
Ответ выражает личное мнение, что допустимо в данном вопросе.
Преподаватель начальных классов.  · 19 дек 2021
> Все так и есть. Как я уже много раз цитировал: Исследование 2016 года показало, что вера в сверхъестественное, свойственная религиозным и паранормальным верованиям, коррелировала у испытуемых со всеми изучаемыми переменными... Читать далее
Давно занимался прогнозирования. Потом бизнесом...  · 14 дек 2021
Наверно все проще. Мы продукт эволюции, как и наш мозг, и наша психика. Так уж получилось, что в мозге образовалась область духовного центра, а в психике прописался архетип бога. При снижении контроля за духовным центром мозга... Читать далее
Образование высшее, религиоведение. Христианство....  · 8 нояб 2021
Уважаемый, основные бессознательные предпосылки для возникновения веры в Бога объясняются неким процессом общения. Люди общаются с людьми и у нас складывается последовательный набор баз данных в нашем сознании и нашей памяти... Читать далее
Инженер программист, православный христианин.  · 18 дек 2021
Нет никаких ни сознательных, ни бессознательных предпосылок веры в Бога. Это как вера в родителей - ребенок растет, взрослеет, развивается его сознательное и бессознательное, а мама с папой остаются его родителями.