Если мы будем пользоваться светским представлением о вере, как об антониме знанию: принятию чего-либо без должных доказательств, то такая вера, разумеется, иррациональна и связана практически только с эмоциональной стороной человеческой психики.
Однако если мы возьмём веру как она понимается в Библии и у святых восточной Православной Церкви, то там вера это ответ воли на имеющееся знание: готовность жить в соответствии с полученным знанием. "Я знаю, в Кого уверовал", — пишет апостол Павел (2. Тимофею 1:12).
Таким образом вера в терминологии религиозной это разновидность знания. Но не теоретического, а такого, которое определяет жизнь:
Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела». Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих... Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иакова 2:18,26)
Что касается достоверности, то подлинная вера требует достаточных доказательств. Необоснованная вера клеймится как грех суеверия. А здоровый скепсис возносится как добродетель рассудительности.
Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1. Иоанна 4:1)
Так что вера сочетает в себе и эмоциональный компонент (мало знать Бога, надо любить Его, чтобы жить по Его заветам), и рациональный (нужен здоровый скепсис, чтобы не впасть в грех суеверия.