Какие бы конфликты не происходили на религиозной почве они в первую очередь вызваны политико-экономическими соображениями.
Если же брать религиозный подтекст, то в этом плане с их стороны агрессия может быть закономерной реакцией требующей соблюдение законов шариата для защиты своего дома, вероисповедания и сохранения своей самоидентичности.
Шариатское право, как оно определено в исламской юриспруденции, включает в себя положения как об оборонительной войне (джихад аль-дифа), так и о наступательной войне (джихад аль-талаб). Концепция джихада в исламе сложна и на протяжении веков подвергалась различным толкованиям, но какой бы вид войны они не вели, они практически всегда стараются подчиняется строгим правилам и условиям в рамках
справедливой причины, надлежащих полномочий и пропорциональных средств.
Касательно отношения к атеизму и атеистам со стороны исламистов в 20-21 веках сильно различается.
В одной ситуации в регионах с острой эскалацией исламистские группы могут рассматривать атеистов как угрозу и дискриминировать или преследовать лиц, причисляющих себя к таковым. В другом случае правительства принимают законы, ограничивающие свободу слова и собраний для таких людей. Однако есть и более терпимые и принимающие исламистские группы и страны, которые не считают атеизм или другие вероисповедания угрозой - Алжир, Малайзия, Турция, Иордания, Тунис, Индонезия, ОАЭ, Катар и т.п.
P/s: Мне посчастливилось побывать в некоторых из перечисленных стран. Познакомиться с множеством разнообразных людей. Даже в какой-то момент. В странах, которых происходили военные конфликты с гуманитарной поставкой. Не могу сказать, что кто-то отнёсся ко мне преднамеренно враждебно или с желанием убить. Хотя такие мысли в определенные моменты возникали…