Как нетрудно увидеть вера единая с жизнью (живая) тождественна классическому "научному методу познания" ("доказательству" экспериментальной проверкой любых научных гипотез).
Как пример вера атеистов "в светлое будущее науки" (которая когда нибудь всё познает и "научно объяснит" как им верится). Поэтому на любые "недоказанности" своей веры (будучи "пойманными за руку") они отвечают именно так (наука в будущем это подтвердит!).
Атеисты суть
пантеисты по вере своей. Обожествляющие "силы природы", природные закономерности (которые "открывают" им якобы "наука" или "здравый смысл", а не сама "природа" как и есть на самом деле). Для них "Бог" по сути "лишнее слово", которым заменять "научные законы мироздания" для них форменное суеверие и безумие. Поэтому "в науку" они и верят, а боги для них (любые) лишь темные суеверия невежественных людей (суеверная мифология).
Типичные же теисты ("верующие") придерживаются
политеизма (многобожия). Т.е. верят в "богов" по сути живущих такой же жизнью как и люди (к примеру боги индусов, боги олимийцы греков или божества Египта). Ибо они по факту божества выдуманные самими людьми "по образу своему". Поэтому единственная связь таких "верующих" со своими богами возможна лишь через религию (словесное описание связи людей с их богами), через "посвященных в тайны"
посредников (жрецов, шаманов, колдунов, гадалок, ясновидящих…). Их вера (чисто мистическая, во всякие чудеса и "потусторонние силы") поэтому и тождественна их религии (между верой и религией для них нет разницы).
Аналогично и для "светских ученых" кстати, изучающих религии (священные Писания их) как и собственно сам "теизм" как таковой (историю религий, богословие и т.п.). Т.е. "вера" для таких суть релиозные
убеждения (воздух умозрительной мистики людских умов = идеалов/идолов их). "Поверить" поэтому и легко они могут в любую "сверхъестественную" чушь явно вымышленную/несусветную (ибо их лозунг, - "верую ибо абсурд"= верю в чудо!). В христианстве именно такие теисты и называются исконно "
язычниками" (от слова "язык" = божества с языка, т.е. вера в правильные слова и учения), хотя как правило сей "термин" многие
так верующие и "ученые" относят лишь к древним религиям многобожников (дикарей), ну чтобы самим не "считать" себя язычниками (понятное дело).
Особняком (в сторонке) стоят т.н. "агностики" (для которых "Бог" это нечто бесполезное и недоказуемое). По сути это тоже пантеисты как правило (верящие в вечные "силы природы"), но более "осторожные" в "выводах". Например буддисты и конфуцианцы (для которых все "боги" суть "мистика тайная за семью печатями", но точно
на жизнь всерьез не влияющая, а потому и боги для них "невидимы" и "непознаваемы"). К ним примыкает солидная часть оккультистов всех мастей и фасонов (астрологи, колдуны, маги, гадалки и т.п.). Им к примеру иконы или распятие использовать в оккультных ритуалах "для продвижения своего бизнеса" как два пальца об асфальт (они не имеют "страха Божия", им по барабану атрибутику какой религии использовать, "боги" для них суть такие же "высшие силы" управляющие миром как и прочие). Для них что к демону какому "обратиться за помощью" что ко Христу без разницы (хотя как правило они и выбирают свой "
гримуар" и придерживаются его).
Нередко в агностицизм переходят и ученые (как правило "ведущие" в своей области), чаще всего по причине достижения ими в научных исследованиях того что (как они видят) никак не может быть "объяснено научно" (т.е. по причине потери ими "веру в науку", см. выше).
А теперь мы
переходим к "самому интересному" пожалуй (тому о чем и ворос темы). К тому что есть вера в монотеизме настоящем (а к нему и поныне относятся вполне только три вероисповедания, что бы там не сочиняли "ученые": иудаизм, христианство и ислам, т.е. так называемые "авраамические").
По сути водоразделом "верующих" в них является либо принятие "веры" типичных теистов (религиозной = веры в правильные убеждения, т.е. в слова и учения) или
той веры жизненной (которая натурально изменяет образ всей жизни человека) и с которой я и начал свой ответ (по ссылке открывок лекции Осиопва А.И., я так красиво не смогу описать как он). Т.е. вера жизни и ее живому Творцу (реальному, никак не "потустороннему" или "мистическому"), хотя под "творцом" те же атеисты, к примеру, понимают не "Бога", а "законы науки" (отраженные в "передовых" научных гипотезах).
Разница между эти двумя верами куда больше чем между атеизмом и теизмом.
Ведь вера в правильные слова и понятия (в религиозные или иные учения людские) жестко разделяет веру и жизнь. Ведь в реальной жизни ничего "идеального" нет (кругом одни "отклонения от идеала"), поэтому верят они "в светлое будущее" (и чем абсурднее/нежизненнее оно тем больше в него "верится"), а в быту "живут как все" (вера идеальная отдельно, а "плохая" жизнь отдельно от нее). Дел по вере нет (ибо "добрые дела" описаны в религии в отрыве от жизни), их они делают по возможности потому что "так правильно" и только. Т.е. могут нищему копеечку подать или рублик на церковь пожертвовать, и спустя час "лишить премии" целый коллектив (потому что так начальство приказало, которому на новую яхту или дворец "денег не хватает") и совесть их не мучит (ведь "любая власть от Бога!"). Могут оклеветать и навешать любые ярлыки на ближнего лишь за "неправильные" на их взгляд (неидеальные) слова или дела (к примеру на тех же протестующих против "лишения премии").
К примеру большинство иудеев (гордящихся своим "однобожием" и буквальным соблюдением Завета) по сути верит не Богу, а в тот самый талмудизм. Ибо верят не Торе, а толкованиям Торы и пророков "правильными мудрецами" (т.е. Тору и пророков ставят "ниже" чем толкования своих мудрецов, соответственно "авторитет Бога" для них по факту ниже чем к примеру авторитет
Маймонида). Это не я "придумал" они сами так прямо и говорят (
что Бог дал Тору, а пророки прочества по которым жить еврееям никак невозможно, ибо не ясно как именно и что делать, а мол предание мудрецов растолковывает указания письменной Торы практически превращая Тору в тот самый "Талмуд"="Устную Тору" по котрому они и живут фактически). Т.е. налицо то самое форменное язычество (фарисейкое, т.е. вера в правильные слова толкований мудрецов превыше веры Богу).
А те кто исповедает веру живую (жизненную, как образ своей жизни) без дел по вере верить и не могут никак. Ведь осуществлением делами по вере (проверкой веры практикой жизни) и прирастает их "уверенность в невидимом" (в Боге и правде Его). Для них "вера без дел мертва" не просто "правильные слова" (они ведь так живут натурально!).
Собственно осталось лишь подвести итоги.
Те у кого вера есть их образ жизни (часть монотеистов верящих вживую Богу, многие атеисты и агностики) верят так как и живут (а не показушно, на словах лишь). Т.е. той верой которая и описана в Евр 11. Хотя вера их по неведению и ошибочности людской (стойким убеждениям в невидимом, от иной "веры" оставшимся) бывает сильно разной. Но тот же атеист докопавшись в "научных экспериментах" до видения им Бога, без проблем перейдет в христианство тут же (таких случаев пруд пруди), потому что такова его вера (результат его дел, исправивший ошибки остатков его личных убеждений невежественных).
А те у кого вера отдельно (тождественна религии или иному учению/теории) а жизнь отдельно (плохая, ибо неидеальная и неправильная) верят совсем иначе. Ибо верят по сути лишь в свои неосознанные убеждения (происхождения которых сами часто не знают, - т.е. как, когда и от кого этого понабрались). Это все поголовно язычники, все почти оккультисты (любых мастей), часть атеистов, агностиков и значительная часть "монотеистов", увы. Таким людям "перейти к настоящей вере" (жизненой) почти нереальная задача. Им куда легче сменить религию (к примеру обидевшись на своего Бога что не спас от смерти их любимого человека несмотря на мольбы). Потому как вера их остается преждней по сути (не так трудно же заучить, хоть наизусть, "правильные понятия" новой религии?).