Ответ Александру Городничиму: Классическое понимание "Субстанция" - сущность, понятие, ориентированое на определение общей основы всех вещей, явлений и процессов бытия, на характеристику его единства, взаимосвязи его многообразных форм. Поэтому вся философия признает Абсолютную, идеальную, нематериальную Субстанцию, за исключением Спинозы и философии позитивизма, неопозитивизма. Поэтому в материализме субстанция рассатривается в виде абстрактной материи и ее абстрактного развития, "реализующихся в многообразии объективной реальности, осознаваемой и познаваемой человеком". "Поэтому концентрация внимания на творческих, проективных способностях человеческого субъекта создало иллюзию неограниченных возможностей человека в комбинировании сил, вещества, взаимодействий". В этой связи," Наука породила кризисные ситуации, которые обнаружили непродуктивность" субстанциализации человеческого познания и научного мышления", в использовании научного применения в качестве метододогического инструмента построения практической, научной или политической деятельности. Поэтому мнений по поводу определения "субстанция", может быть много, но цель определения и понимания - это истинность познания. Методами исследования религии, философии, психологии, политологии является аподиктическое суждение, но не диалектическое и уже никак не риторическое. . .. " Единство в акте суждения и его характер не умом изобретается и не рассудком от вне приносится: это единство есть осуществление того единства, которое уже намечено в предлежащем материале"(Лосский, Мир как органическое целое, Луначарский писал, в 1904).
Диалектика - умение правильно рассуждать, мыслить(аподиктическое суждение). Закон мышления-логическое рассуждение. Понятие выражает сущность, а сущность определима в понятии "Субстанция". СВОЮ Сущность для Себя Богу не надо раскрывать, поэтому о существовании Бога, человек открывает в себе самом, а разум человека помогает проанализировать и доказать филосовски, через логическое рассуждение, а не методом научного опыта. Ф. Бекон: "Небольшие глотки науки удаляют от Бога, а большие приближают к Нему»(Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1968).