Первый барьер для фотографа, отделяющий его от естественной и живой фотографии - это его личные рамки в голове. Позировка должна быть такой, свет должен падать так, фотограф должен то-то. Сначала себе в голове надо позволить быть свободнее.
Второе - найти иную ценность в съёмке, чем получение красивых фотографий. Например, часть свадьбы отведённая под фотосессию с большей вероятностью будет более натянутой и искусственной, в сравнении с репортажной частью. Т.е. в случае свадьбы на первое место выходит событие, праздник, а не фотосессия. По аналогии с этим примером в разных форматах съёмки можно вывести свои ценности.
Третье - наблюдать за людьми, анализировать состояние их мимики, мышц тела. Мы у себя в голове уже знаем, чем отличается напряжённый человек от расслабленного. Остаётся это подсознательное вывести на осознанный уровень.
Четвёртое - научиться приводить человека в нужное состояние. За счёт общения, своей эмоции. Находиться в постоянном контакте с человеком (не в выставлении света, лазании в настройках камеры и тп).
Пятое - понимать что и для чего снимается. Модельный позинг уместен для журнальных историй и не нужен в клиентских съёмках. Съёмка по дресс-коду “white tie” подразумевает соблюдение этикета, который неуместен в большинстве других съёмок. В клиентской семейной съёмке уместно подумать в первую очередь о комфорте и контактности между ними. Понимая что и для чего снимается и зачем это нужно намного проще сориентировать и людей на нужный результат.
Это если в общих чертах.