Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что римская скульптура не изображала идеального человека в отличие от греческой? Как римляне пришли к такой идее?

Архитектура
Любовь Кобцева
  ·   · 6,9 K
Историк искусства, частный преподаватель  · 28 янв 2022  ·
id
Римская скульптура - очень неоднородная вещь.
Во-первых, крупный корпус римской скульптуры (особенно на рубеже эр) состоит из копий классицических и эллинистичеких образцов. Это те самые скульптуры, которые некогда воплощали греческий идеал и теперь запущены в массовое поризводство. Идеал? Идеал, просто в копии.
Во-вторых, римский скульптурный портрет изображал идеал, это точно. Вот только какой? Понятие идеального не только изменился относительно Греции, но и меняется с течением самого римского искусства. В первую очередь идеальный человек для Рима это его отношение к самому Риму. Поэтому эпоха Республики в портрете изображала идеального республиканского человека, настоящего римлянина - среднего возраста, умудренного жизнью, опытом, не юнца и не совсем старца. Идеал гражданина, увековеченный в скульптуре. Отсюда т. н. веризм, морщины и другие признаки возраста даже могут быть утрированы.
Это практически тоже самое, что воспивание Грецией физически здорового тела молодого человека или девушки, другая сторона той же монеты.
Эпоха Империи при Августе возвращается к классицизму и сам Август изображается практически как Дорифор, его портреты (как и других императоров в течении всей римской истории) расходятся по всей Империи и делаются по особому канону. Это классический идеальный человек очень в духе Греции, без морщин (Август вообще запретил себя изображать старше 27 лет), да и вообще идеальный правитель, всех победивший, помиривший и объединивший Рим после гражданских войн.
Даже если не Август, то вот девушка уже эпохи Флавиев - современная прическа, но классическое идеальное лицо.
Иногда эти образы могут нам лично казаться не совсем идеальными, например, как вот этот довольно интересный феномен - идеальное греческое тело и индивидуализированная голова. Но было ли это также несовместимо для Рима, как для нас сейчас? Вряд ли. Вероятно, большинству это совмещение казалось столь же нормальным.
С течением развития римского искусства происходит множество мелких процессов, которые влияют на конечный результат: например, постоянное сопо- и противопоставление классицизма и натурализма.
Дальше можем переместиться в IV век к колоссу импереатора Константина. Тоже идеален, но уже с христианской точки зрения, не лицо, а лик - этот тот канон, который будет культивировать раннее христианство. Это не падение мастерства, а сознательный отказ.
Пишу об изучении искусстваПерейти на t.me/studyingart
историк идей, теоретик литературы  · 29 янв 2022
И греки и римляне исходили из одной идее: портрет, в том числе скульптурный, заменяет присутствие самого человека, это не просто исторический документ, а конкретное присутствие. Только для греков это присутствие полубога... Читать далее