Художник. Рассуждаю о вопросах теории искусства... · 20 янв 2022
Культура Античности (комплекс ее мифологических представлений, персонификаций разных понятий через мифологические образы) получила свое органическое продолжение в культуре Средневековья. В Средневековье античность не считалась чем-то устаревшим.
Эрвин Панофский в "Этюдах по иконологии" очень подробно описывает, как образы Античности "жили" в Средневековой миниатюре и из Средневековой миниатюры перешли в искусство Возрождения. В книге Панофского сказано следующее:
Художники Средневековья могли использовать образ Христа при изображении Геркулеса, а Медею изобразить в образе средневековой принцессы.
Существовало такое произведение "Мифограф III" , где языческие божества соотносились с христианскими добродетелями и эти божества были соотнесены с моральными качествами. Средневековые цари вели свою историю от Цезаря, а математики считали себя от Евклида.
Средневековый зритель понял бы красоту Фисбы как красоту Девы Марии. Очень часто мифологические сцены включались в произведения
Средневекового искусства, но их могут ошибочно интерпретировать как бытовые сцены средневековой жизни .
В Средневековье к образам античности было добавлено новое содержание или они были перетолкованы в соответствии с христианскими идеями.
Например, в средневековой миниатюре встречается образы Хроноса (старик-время с серпом, каким он предстает в классическом искусстве), к атрибутам которого (серп и коса) в средневековье образ Хроноса слился с образом Сатурна и благодаря ученым 4-5 вв. приобрел зловещие элементы, такие как часы, змея, дракон, кусающий себя за хвост. Время присваивает себе качества Сатурна (беспощадного орудующего косой) и затем время сливается с образом смерти, поскольку как Сатурн главенствует над всеми планетами, так и время главенствует над всем.
Собственно в данной книге Панофского полно примеров того, как образы античности встречаются в Средневековом искусстве.
Геркулес в рельефах Сан Марко
Пирам и Фисба, 1289
Атлас и Немод, ок 1000г, Атлас из Утрехской Псалтыри, 9 век, Земля. Евангелиарий Оттона III
Эней и Дедона, 10 век
Сатурн, Венера, Юпитер, Марс и Меркурий, 14 век
Четыре ветра, рельеф церкви Сан-Мадлен, 12 век
Хочу сказать, что образов из античности в средневековом искусстве гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд, поскольку в визуальном плане мифологические персонажи отличаются от изображений христианских святых только отсутствием нимба, но без нимба могли изображать как демонов из местного фольклора, так и реальных исторических персонажей. Поэтому глядя на произведения средневековой живописи следует помнить, что там нет ничего случайного, сделанного "ради красивого пятна"
Да, очень часто. Особенно в тех частях Европы, которые были провинциями Римской империи, и античное искусство было там буквально под ногами. Средневековое искусство копийное. Если средневековым художникам попадалась на глаза... Читать далее
"Близнец". Литература и живопись(Сезанн)... · 25 янв 2022
К сожалению, я не так силен в предмете перехода искусства Античности в искусство Средневековья. Искусство всегда работает на своего современника и всегда непрерывно в своем развитии и адаптации под его вкусы и воззрения... Читать далее