Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нужна ли цензура в искусстве?

ИсторияИскусство и культура+2
Вячеслав Синявский
  ·   · 3,4 K
На Кью задали 1 похожий вопрос
Образование, искусство, философия  · 6 нояб 2021
Цензура обычно понимается как система запретов. Причём запретов, в основном, государственных. Однако это довольно сложная система.
Основанием её служит самоцензура художника. Художник может относиться к себе попустительски, мягко или строго. В первом случае произведение, чаще всего, выходит небрежным, халтурным. В последнем случае художник из-за массы самозапретов может так и не добраться до завершающей стадии формирования художественного образа. Баланс между тем, что я сам себе позволяю и тем, что не позволяю в творчестве является одной из главных проблем автора. Например, стихи А. Пушкина кажутся нам лёгкими, возникшими спонтанно. Но увидев его черновики, мы понимаем, что эта лёгкость - результат строжайшей самоцензуры.
На следующем уровне действует цензура референтной группы, мнение которой служит для художника системой отсчёта и источником формирования ценностных ориентаций. Не случайно художник стремится показать произведение близким людям, которые лучше других понимают его мотивации. Затем друзьям-художникам, которые разделяют его художественные позиции. На данном уровне цензура также достаточно строга. Но если на уровне самоцензуры художник руководствуется личными критериями красоты и правильности в искусстве, то на уровне референтной группы действуют профессиональные критерии того или иного вида искусства. Разумеется, так, как их понимает группа.
Следующий уровень цензуры - общественная цензура. Здесь уже действуют статистические закономерности. Кому-то произведение нравится, кому-то нет. И критерии этого "нравится" здесь сильно зависят от общего культурного фона. Например, известно, что первых импрессионистов публика резко не приняла. Культурный фон Франции середины 19 века был иным. Естественно, статистика накапливается со временем. Меняется и культурный фон. И отношение к тем же импрессионистам, например, в начале 20 века сильно поменялось.
На данном уровне цензуры (общественном) выделяются несколько слоёв. Один из них цензура государства. И здесь есть ряд особенностей. Прежде всего, критерии цензуры государственного уровня ориентированы на государственную идеологию (было бы странно, если бы это было иначе). Затем, данные критерии формализованы с тем, чтобы максимально не зависеть от субъективных суждений (идеологических колебаний) отдельных граждан. По причине их крайней формализации проводниками такой цензуры часто становятся чиновники, а не художники. Именно на этом уровне во множестве появляются запреты. Государство, в принципе, действует в основном с помощью запретов ("разрешено то, что не запрещено").
Теперь о субъективном отношении художника к цензуре. Если самоцензура художника строга, то групповая и общественная цензура воспринимается им как менее строгая, как расширение возможностей. Очень часто такой художник говорит себе: "Вы все меня хвалите, но я-то знаю, что я на самом деле сотворил". Если же художник по отношению к себе страдает попустительством, то все иные уровни цензуры воспринимаются им как ограничение творческой свободы.
Согласен с вами полность..Особенно выделил бы последний абзац в вашем ответе.Я сам часто сталкивался с тем,что мне... Читать дальше
..боже, и к чему столько слов-то! 😲
"общественная цензура. Здесь уже действуют статистические закономерности. Кому-то произведение нравится, кому-то нет..",- а вот это какое вообще имеет отношение к цензуре? Ну, "первых импрессионистов публика резко не приняла", но с чего вы взяли, что эта самая публика требовала запрета оных?!?
Вадим! Во-первых, каждый пишет столько слов, сколько считает необходимым. Вы можете вообще ничего не писать. Молчание более многозначно, чем любой ответ.
Во-вторых, цензура (лат. censura — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика»). Заметьте, не запрет, а критика. Это "система надзора", но не система запрета. Общество и надзирает, голосуя за произведение своим вниманием и своими кошельками.
@Сергей Ивлев, - ваше право писать столько, сколько вы считаете нужным, никто и не оспаривает. Проблема лишь в том, что разражаясь по любому вопросу "ведром" или "простынёй" слов, вы вовсе не обязательно исчерпываете его, и уж тем более отнюдь не обязательно на него отвечаете. Есть, знаете ли, такое понятие: "недержание слова". Наконец, что с того, что вы приплели сюда этимологию слова? По факту цензура очень давно уже - система ограничений, и кому интересно, что это слово значило когда-то?!?
Вадим! Пока это только Ваше пустое мнение. В науке это называется "вкусовщиной" - "мне нравится", "мне не нравится".
@Сергей Ивлев, - да-да, а вы приплели сюда этимологию давно умершего языка, и сразу решили, что это - наука, да притом ещё и не пустая, и реальность тут же приобрела желаемые для вас очертания. Ну-ну, флаг вам в руки и - блажен, кто верует. Ещё очень интересно: от лица какой же это науки вы глаголите???
Вадим! Аккуратнее с терминами! В данном случае этимология ни при чём. Этимология - это о происхождении слова. А здесь просто дан его перевод, чтобы был понятен смысл. И говорю я от лица любой науки. В любой науке личное мнение, не подкреплённое фактами, называется вкусовщиной и старательно избегается.
@Сергей Ивлев, - а смысл стал понятнее? Как я вам уже сообщил, цензура ПО ФАКТУ давно не является никакой критикой (да и являлась ли?), но представляет собой систему запретов и ограничений. Создаётся впечатление, что вы живёте не в реальном мире (т.б. когда-то советском), а в выдуманном книжном. Посему чего мне вам подкреплять фактами то, что давно само по себе являеся фактом?
Вадим! Да, наверное мы с Вами живём в разных реальностях. Я половину жизни прожил в СССР, остальное пока в РФ. Всегда был только практиком. Много в искусстве. И нигде не видел цензуры как запрета. Да, начальники разного рода всегда попадались и попадаются - умные и дураки. Но всегда против дураков были свои приёмы, которые позволяли их обходить. Иногда ругаться, иногда идти на компромисс. А иногда и соглашаться, ибо не всё, что говорили так называемые цензоры, было бредом. Были и здравые мысли.
@Сергей Ивлев, Цензура - это, вероятно, "критика" по-латыни. По-русски - это система запретов и совокупность запрещающих органов. Самоцензура - это система опасений самого автора (не оскорбить никого, опубликовать произведение, избежать наказания, не солгать и никого даже невольно не ввести в заблуждение). То, что мы видим в черновиках Пушкина, - это, главным образом, требовательность к себе. Когда человек готовит еду для самого себя, он часто делает это небрежно; когда угощает гостей - внимания к результату куда больше, но это же не самоцензура!
Арман! Давайте разделим цензуру как понятие и цензуру как реальную деятельность чиновников. Любое самое правильное и нужное обществу понятие чиновники могут исказить своей деятельность "до наоборот". Но от этого само изначальное понятие не перестанет быть правильным и нужным. Например, любовь к Родине вполне нужное и хорошее чувство. Но чиновники со своими циркулярами о патриотизме вызывают уже только раздражение, но и резкое неприятие в обществе. Или другое. Управлять предприятием нужно. Но можно так управлять, что всё только разрушиться. Однако это никак не снижает значимости понятия управления.
Точно такая же ситуация и с цензурой. В 1856-58 годах Главное управление цензуры в России возглавлял поэт, близкий друг А. Пушкина, один из умнейших людей русского 19 века П. А. Вяземский. В своей "Записке о цензуре" адресованной ещё Николаю I, он писал: "главное дело не в цензурном уставе, а в выборе цензоров". Саму же цензуру он полагал делом нужным для государственного устройства. "Мысль, когда она облекается в слово, а слово в печать, становится уже действием. Каждое действие должно совершаться в пределах закона. Цензура есть предупредительный закон против злоупотребления этого действия".
А теперь скажите, Вы рады тому засилию безграмотности и беззастенчивости, которое заливает, например, российское телевидение. Почему государство не может (не хочет) взять на себя смелость хотя бы почистить русский язык от вульгарщины? Если у самих деятелей искусства порой абсолютно отсутствует то, что называется самоцензурой (хорошо, самокритичностью), то почему государство не должно контролировать то, что выливается на голову граждан этого государства? Раньше (при цензуре) у дикторов радио и телевидения учились правильно говорить, они были образцами речи. Теперь (когда всё можно) над дикторами смеются, тиражируя их многочисленные ляпы.
@Сергей Ивлев, Я имею крайне смутное представление о том, что заливает российское телевидение. Причем из отзывов других людей. В футбольных репортажах вопиющей безграмотности немного, тем более - вульгарщины, до остального мне нет дела. И я категорически не согласен доверять контроль за чем-либо относящимся к культуре, творчеству - государству, то есть его чиновникам. Мединскому, Любимовой чистить русский язык?
Арман! Я тоже крайне низкого мнения о наших чиновниках. Но сейчас ведь получается, что цензура всё-равно есть. Только это цензура денег и связей. Кто больше заплатит тот и прав. Или иной вариант: у кого родственники (приятели) круче, тот и прав. Страшно, что это в искусстве.
Абстрактный художник, автор и руководитель студии...  · 5 нояб 2021  ·
yas_seleznev
На мой взгляд, если речь о свободном искусстве, то нет. Цензура так или иначе осуществляется на уровне зрителя, профессионального сообщества, рынка, информационных ресурсов, принятой общественной морали. Также авторов... Читать далее
Абстрактная живопись и графикаПерейти на t.me/yas_seleznev
кинодокументалист, редактор, архивариус   · 6 нояб 2021
нет, не нужна. более того, считаю - все рассуждения о том, что является "искусством", а что им не является, - совершенно вредными, если они ведутся с позиции силы и власти. также не считаю, что нужна цензура в области коммен... Читать далее
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 24 нояб 2021
Безусловно, нет. Цензура - это идеологический, нравственный, финансовый и ценностный контроль государства над художником. Такой контроль запрещен законом. Государство - не определитесь ценности художественного произведения... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Хитросплетение логических цепочек.  · 29 дек 2021
Цензура в различных отраслях искуства была, есть и будет во все обозримые времена, во всех обществах и государствах. Именно цензура позволяет отделить искусство от чернухи, безвкусицы и откровенного надругательства над мозгом.
История, искусство, эволюция, человек  · 6 нояб 2021
Совершенно необходима. Цензура непрерывно присутствует и всегда присутствовала. Если кто-то из деятелей искусства почитает себя "свободным", это означает, что он глуп или наивен.. Искусство это одна из разновидностей СМИ... Читать далее
1 эксперт не согласен
Мнение "сегодня таких в искусстве нет совсем" - частное мнение автора ответа. Да и мнение о том, что "делается... Читать дальше
Ответы на похожие вопросы
Должна ли присутствовать цензура в искусстве? — 5 ответов, задан 
Web-разработчик с медицинским образованием  · 4 нояб 2016

Пока в обществе у нас не развиты навыки самоцензурирования, функцию цензора приходится брать на себя государственным институтом.

Функция эта - очень важна, поскольку цензурирование того, что попадает в массовый эфир, - это защита прав и свобод граждан.

Граждане имеют право быть защищены от публичных оскорблений, от призывов к нарушению общественного порядка, к насилию ,от демонстрации издевательских и оскорбительных зрелищ... Граждане имеют право на таковую защиту и потому цензура быть должна.

Вопрос в том, какой должна быть эта цензура.

Собсвтенно для цензуры вполне достаточно, если:

  • граждане предупреждены о наличии те или иных сцен, которые могут причинить кому-то моральные страдания, и имеют возможность этих страданий избежать.  Таким образом публичные уличные акции не могут содержать контента, которые может быть расценен как оскорбительный теми или иными социальными группами, поскольку если ты находишься где-то на площади, а тут вдруг прибегает некто и начинает засовывать в вагину курицу при тебе и детях, у тебя нет выбора - смотреть на это или нет. К публичному искуству цензура еще как применима.А вот если ты покупаешь дорогостоящий билет на пьесу или фильм с соответствующими пометками и предупреждениями, то в данном случае у тебя есть выбор - ты можешь сам сабя защитить от нежелательного контента и то, что ты этого не сделал - твоя вина.

  • произведение искуства будоражит зрителя и призывает его к негативным противоправным действиям (типа бить жидов-пасать россию, воровать, убивать и вступать в противоестесвтенные сношения с домашними птицами...). Тут все вообще просто. И действия такие незаконны, и призывать к ним нечего.

Таким образом цензура быть должна, но она не должна скатываться в повсеместные запреты.

И да, каждый человек должен иметь право подать жалобу на тот или иной контент, который наносит лично ему моральный вред. Это - тоже право. Другое дело, что рассматривать такие жалобы надо в соответствии с здравым смыслом и законом.

Должна ли присутствовать цензура в искусстве? — 5 ответов, задан 
Интернет-маркетолог, менеджер, социолог по...  · 4 нояб 2016

Нет. Уважение к уголовному кодексу - да. Возрастные ограничения - да. Дисклеймеры на билетах, афишах, при входе в культурное пространство о том, что данное произведение может быть неприемлемо для некоторых категорий лиц - тоже да.
Но если стоит 18+ и дисклеймер - делай что хочешь. Оскорбленных и недовольных никто силком не тащит на выставки и в театры.
Мое личное мнение, никому его не навязываю.
UPD.: Хотя, в конкретном споре Райкина с государством я на стороне государства. Если ты берешь у кого-то деньги (в данном случае у государства) на создание своего произведения - стоит учитывать его вкусы и пожелания. Хочешь делать что нравится тебе - бери деньги у того, с кем ты сходишься в видении искусства.

Должна ли присутствовать цензура в искусстве? — 5 ответов, задан 
Инженер, пенсионер  · 4 нояб 2016

Нет, не должна! Есть общее законодательство о запрете пропаганды фашизма, призывов к насилию и т.п. Есть возрастные ограничения для отдельных фильмов, спектаклей и пр. Этого вполне достаточно.

Право художника - говорить все, что он считает нужным. Право зрителя (читателя, слушателя) - не смотреть, не читать, не слушать. Ни художнику, ни зрителю не нужны посредники, присваивающее себе право решать за других, что им можно или нельзя. Если в произведении есть что-то, что может быть для части зрителей неприемлемо (например, эротические сцены, антирелигиозные высказывания), зрителя следует об этом предупредить, но только он сам вправе решать, как ему к предупреждению отнестись.

Часто говорят, что если, например, Минкульт финансирует какую-то постановку, то у министра возникает право требовать от постановщика соответствия ее неким критериям. Это, возможно, было бы так, если бы министр платил художнику из своего кармана. На деле же министр лишь распределяет бюджетные (т.е. наши общие) средства, и не вправе руководствоваться собственными вкусами и представлениями о пользе. Ориентиром тут должно быть мнение профессионального сообщества, критики, публики, но никак не личные вкусы чиновника.

Должна ли присутствовать цензура в искусстве? — 5 ответов, задан 

Нет, нет и нет. Потому что - а судьи кто? мораль относительна, ничто не истина - все дозволено и десяток других цитат, с которыми я полностью согласна. Искусство - это не учебник хороших манер (хотя это учебник чего-то другого). Это, как бы банально ни звучало, зеркало, и в нем должно отражаться все, что ни есть хорошего и плохого, красивого и некрасивого в жизни. Цензура, исходящая от государства, имеет своим предлогом заботу о подрастающем поколении и нравственном облике граждан, но истинная цель этого, понятно, совсем иная. Так вот - нех#й делать. И ещё один трюизм по поводу свободы самовыражения. Даже если произведение не рефлексирует ни относительно чего, а представляет собой просто бессмысленную поделку, всё равно любой имеет право на любое высказывание. Ну, в рамках закона, но уголовного, а не этического, потому что последнего просто не существует.

Должна ли присутствовать цензура в искусстве? — 5 ответов, задан 
о бо всём  · 4 нояб 2016

должна. и она есть и будет всегда.

если мы общество - то нам нужен закон. а исскуство это новое, идейное, личное. любой урод нарисует святых в неприемлимов виде или за дейсвием неприемлимым, и заявит что это ЕГО ЛИЧНОЕ творчество. оно конечно мало кому понравится и он будет со своим творчеством послан к . или после какой нибудь чикачело-мудак заявит что он открыл исскуство смерти и агонии нам всем показать. это мол его творчество. нам такое творчество конечно мало понравиться, и он будет сильно бит, и даже убит жестоко. со своим таким исскуством.

не всё можно. вот изобрести чего нибудь дельное - это искисство. а больные уроды что решили что исскуство это всё можно раз ты придумал - раз ты придумал, не значит что можно тут же сразу. [я не про тебя, автор вопроса. ты же только спросил]

1 эксперт не согласен