В российской среде есть и лидеры (Стас Шурипа, Арсений Жиляев, Иван Горшков, Анастасия Рябова — это имена, которые у меня в памяти, а я не самый большой эксперт, все с опытом институционального строительства, еще и гвардия 90-х в строю — Осмоловский, Гутов), и дискуссии, вокруг которых возникают свои тусовки. То, что эти тусовки не становятся объединениями — это результат отсутствия институциональной потребности.
Функцию объединений на себя берут галереи, музеи и фонды, образовательные проекты. Они эффективно распределяют ресурсы и дают возможности для представления своих идей.
Что получат художники, создав новый «Бубновый валет»? Площадку для выставок — не проблема, если сами художники хоть сколько-то интересны, то их кто-то выставит. Издательский ресурс — пожалуйста, интернет всех ждет. Деньги — арт-рынок и рынок грантов тоже достаточно открыты.
Конечно, в России со всем есть трудности и проблемы (да и в других местах тоже есть), но объединениями они не решаются, потому что места для альтернативной системы просто нет (главное, нет альтернативного арт-рынка).
100+ лет назад ситуация был другой: как раз-таки рос рынок, который не был связан с институциями 19 века (те же Морозовы, Третьяковы и Щукины). Объединения художников были не только идеологическими, но и инфраструктурными событиями.