Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Грань современного искусства и эпатажа? В чем она для вас?

Искусство и культура
Дмитрий Пушкарёв
  ·   · 3,9 K
историк идей, теоретик литературы  · 27 окт 2021
Само понятие "эпатаж" подразумевает понятие "публики", то есть образованных горожан, мыслящих примерно одинаково и участвующих в национальном проекте. Такая публика -- явление XIX века, но "восстание масс" ХХ века, всеобщее образование, кризис национальных проектов, тоталитарные мобилизации и многие другие явления сделали публику в старом смысле невозможной. Поэтому и "эпатаж" и "провокация" -- это слова устаревшие, для описания нынешних культурных конфликтов вокруг современного искусства требуются другие понятия.
2 эксперта согласны
Спасибо! Задумывался над этим, но Вы привели хорошую фактологию.
Астраханская консерватория 1975 г.Высшая полит.школа г.Горький.
На мой взгляд а я сторонник классического базового образования.Это помогает понять процессы происходящие в мире.
Считаю что литература культура в широком смысле переживают глубокий кризис.Особенно это видно в сравнении с 20 веком.Сейчас мы потеряли целую плеяду мастеров во всех областях мировой культуры.А общественное мнение занято темами простого выживания.Нет ярких личностей подобных Шостаковичу Скрябину Васнецову Рериху Куприну Шолохову Ростроповичу Ойстраху.Можно назвать сотни имён.А что 21 век.Прошел ведь 21 год и что.В музыке полный застой.Нет дирижеров подобных Кондрашину Карояну Мравинскому Рахлину режиссеров типа Товстоногова.Можно назвать фамилии очень известных и плодовитых художников но все они из 20 века и сейчас просто доживают отпущенное Богом время.
Если взять музыку.Да есть 2 знаменитые певицы рожденные под занавес опять же 20 века такие как Аня Нетребко и Хибла Герзмава.Но если Аня просто предала свою Родину Краснодарский край то Хибла достигнув пика своего развития щедро делится своим талантом с Родиной Абхазией и Россией.Делает то что было опять же в 20 веке.А сейчас музыкальными фестивалями подобного масштаба никто не может похвастаться.Возможно исполнители есть.Но ТВ узурпировано кучкой деятелей типа Добродеева Эрнста и прочих они трансформировались из 20 века откуда пришли в 21 век в поисках прежде всего финансовых благ ибо только деньги дают свободу выбора.
Взять симфонические оркестры.По качеству звучания они гораздо лучше оркестров 20 века.Но тогда были трудности с тех.оснащением а сейчас с помощью техники добиваются чистоты интонации но при этом редко раскрывается суть авторов произведений т.к.чтобы раскрыть надо очень многое знать.В своей жизни я хорошо знал Эшпая и Ракова кто их сейчас знает?Эшпай прошедший войну многогранен.Он часто приезжал в наш оркестр и тщательно работал с нами.Есть в архивах фильм есть наши записи был дирижер средней руки Венедиктов но он был карьеристом как Гусман в Горьком и это отражалось на качестве звучания оркестра-превалировали духовые инструменты.Он ученик дирижера Рахлина нар.арт.СССР-Казань.Если переключиться на современную музыку то нет таких исполнителей ансамблей сравнимых с Бенсоном Битлами Песнярами.Сейчас множество течений типа рэпа всё переходит в сумбур.Ищут не голоса а тембр голоса который ложится на микрофон.Вот и получается совершенно безголосые певцы типа Леонтьева делают новую культуру.Но с Джексоном не сравнить!.Вот очень малая толика моих размышлений о музыке.Если писать дальше получится каша.Многих имён совсем не упомянул.Просто тогда надо мемуары писать но я не хочу.Многое можно написать о музыкальном театре который совсем умер а ведь в 20 веке собирали полные залы был жанр-оперетта.Сейчас новых не пишут а старые не интересны обществу.Там графы бароны и.т.д.да Вдовы веселые всё это не интересно новым поколениям.
Считаю огромный вред нанесли США своей экспансией в совр.музыку и исполнительство.В результате Россия потеряла почти всё.Но шансы возможно есть но нам из 70 годов уже их не увидеть.Жаль что оставляем такое наследие.Но прощение у современного люда следует всем нам попросить!
Простите!И дай Вам Бог сделать лучше чем было в веке 20,
@Анатолий К., мне страшно читать Ваше сообщение, оно свидетельствует о достаточно хорошей эрудиции, но полном отсутствии контекста. Никогда не осуждал старшее поколение (на то оно и старшее), но в музыке я скорее дилетант (по сравнению с Вами), подумав, все же рискну.
На сегодняшний день есть гениальный (оценочное суждение, понимаю) композитор Леонид Десятников: все его главные работы написаны или на рубеже веков или сейчас, уже в 21 веке.
А сколько блестящих дирижеров! Нужны примеры - покопаюсь - найду.
Если говорить о своей сфере - кино - многие гении века 20 действительно сделали главные картины именно тогда, но, например, Александр Сокуров снял свой opus magnum (может и громкая фраза, но картина-то уж точно самая известная) "Русский Ковчег" именно в 21 веке. Аналогичная ситуация с Германо-старшим ("Трудно быть Богом") и Муратовой ("Настройщик") - это все 21 век. Личности титанического масштаба рождаются и сейчас: Звягинцев дебютировал в режиссуре в 2000 (это если говорить о коротком метре) - все полнометражные ленты он снял именно в 21 веке.
Активно развивается живопись: у советского соцреализма последователи не самые выдающиеся (Шилов), но, если говорить про советский андеграунд, тот же Булатов или Комар и Меламид продолжают вдохновлять, а Булатов слава Богам жив.
Так что далеко не все у нас потеряно.
Я приношу свои извинения, если я не понял смысла Вашего ответа. Но если его суть умещается в определении, что “ныне у нас публика не та…”, то с моей точки зрения у Вас совершенно не правомочно сравнение “публики” XIX века с аудиторией современности. По меньшей мере, в её численности. В наше время количество людей, интересующихся искусством, посещающих театры и выставки, читающих книги и пр. выросло в тысячи раз. Вырос и уровень образованности. Я не буду обсуждать уровень образования, предоставляемый учебными заведениями тех лет и их количества. Я просто напомню, что женщинам было запрещено учится в высших учебных заведениях. А качественное, домашнее “высшее образование” для женщин могли себе позволить примерно 1000 семей России.
Немного слов о современной публике. Чем Вам не нравится аудитория Филармонии, люди посещающие музеи и выставки современного искусства, читающие книги и смотрящие серьезные фильмы. Выставку современного искусства, чаще всего посещают люди подготовленные. Они готовы к диалогу с художниками. И количество таких зрителей стало намного больше, чем в XIX веке. Только с ними стало труднее работать. Они не мыслят одинаково. Мою мысль можно развивать до бесконечности…
Так может быть дело не “публике” или не только в ней? И права русская поговорка “На зеркало неча пенять,…”.
Более чем странное понимание публики. Образованных? Горожан? Мыслящих примерно одинаково? Какой проект?
"Публика" сама в то время только родилась, как родился класс клерков, мелких буржуа, и слоя населения городов, обслудивающего их.. Вот это и была публика. Многие только из деревни, об образовании можно говорить с трудом. Мыслящая? Ой, достаточно вспомнить как эта публика пыталась зонтиками сбит работу МАНЕ))).
А сегодняшняя публика? Как и раньше разношорстна). Из 10 опрошенных мною в Пушкинском музее на выставке Сутина 8 сказали, что им не понравилось, они вообще не поняли что это за карявки)))
Правильно, понятийный инструментарий не сформирован для такого рода феноменов, поэтому антиномией слову "прекрасное" становится не "безобразное", а "у ... е"!
html-верстальщик, математик-программист, инженер-о...  · 1 окт 2021
В смысле.
Эпатаж как средство донесения идей, концептов, философии при их наличии имеет смысл.
Когда доносить нечего, получается эпатаж ради эпатажа, какая-то бесконечная рекурсия странных действий, бесполезный, бессмысленный уроборос.
Культурный деятель, философ,писатель, автор-исполн...  · 19 дек 2021
Современное искусство продолжает традиционное, или вступает с ним в конфликт,тут и момент эпатажа может возникнуть, как креативное решение. В итоге, или эпатаж задавит искусство, или родиться новое искусство. Грань эта очень чув... Читать далее
Первый
Издательское дело, гранж-рок, садоводство  · 4 окт 2021
Настоящее искусство останется на века, пройдет испытание временем. Об эпатаже поговорят и забудут, или будут рассматривать в контексте современного искусства, как его инструмент, но никак объект самого искусства. Эпатаж -... Читать далее
Кстати, да, я согласна, что эпатаж - средство, а не цель современного искусства. И грань между эпатажем и... Читать дальше