В конце XVI века в России впервые появляется около-светская живопись. Известно ли что-то о том, где она выставлялась? Парсуны просто вешали на стены в царском дворце, как в галерее, или нет? Как использовались изображения людей типа Скопина-Шуйского или Ермака?
Пожалуй, слово "экспонироваться" отражает наше общее и несколько ложное представление о парсуне как о непосредственном источнике русской станковой живописи. Под самим словом "парсуна" в XVII веке понимались порой разные в функциональном отношении вещи. С одной стороны, парсуна (или, как она ещё называлась, персона) могла фактически выполнять роль портрета, и тогда её существование в пространстве могло приближаться к ситуации XVIII века, когда парадные изображения хозяев представлялись в приёмных помещениях во многом с целью их репрезентации (камерных образов в парсунах мы практически не знаем). Нередко парсуны отправлялись для "заочного знакомства", например, будущих супругов (так намеревался поступить Иван Грозный, отправляя свою парсуну английской королеве).
Однако это не единственная функция парсуны. Парсуны часто представляли собой также надгробные доски с изображениями умерших, и именно потому представленные на них личности нередко находятся в ситуации предстояния перед священным образом – в частности, в парсуне Скопина-Шуйского мы видим наверху образ Спаса Нерукотворного. Эта функция была актуальна долгое время (её отражение мы видим в посмертном изображении царя Фёдора Алексеевича конца XVII в.). Наконец, существует ряд парсун, функции которых мы до сих пор до конца не понимаем.
Поэтому вопрос существования парсуны в пространстве связан в первую очередь с тем, каким функциональным значением наделялось конкретное изображение.
Спасибо!