В конце XVI века в России впервые появляется около-светская живопись. Известно ли что-то о том, где она выставлялась? Парсуны просто вешали на стены в царском дворце, как в галерее, или нет? Как использовались изображения людей типа Скопина-Шуйского или Ермака?
Термином «парсуна», введенным в научный оборот И. Снегиревым в середине XIX в., называют раннюю портретную живопись в русском государстве, зародившуюся в конце XVI века. Толчком к этому послужили решения двух церковных Соборов (1551 и 1554), разрешившие писать лики самодержцев. Лицевой летописный свод, украшенный миниатюрами, уже содержит живописные портреты Ивана Грозного. В этот период впервые прижизненное изображение царя появляется и на иконах.
Эпоха парсуны в России была переходной от иконописи к парадному портрету. Понятие «экспонирование» или «выставка» на момент появления искусства парсуны еще не было распространено. Кроме того, искусство парсуны во многом сохраняло анонимность, присущую иконописи. И если изображаемого исторического персонажа можно было узнать или определить по косвенным признакам, или подписи, то с авторами портретов было значительно сложнее. Специалисты Государственного исторического музея считают, что над многими парсунами трудилась целая группа мастеров.
Увидеть лики князей и царей можно было в росписи Грановитой и Золотой палатах Московского Кремля. Пожалуй, это первое «экспонирование» творчества мастеров портрета, однако доступное только избранным.
Портрет царя Алексея Михайловича, неизвестный художник, 1680-е гг.
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zh_3979/index.php
Помимо изображений царей, в царских палатах также размещались портреты иностранных королей, переданные в качестве даров в Посольский приказ. Однако нельзя сказать, что все портреты были размещены как в привычной современному человеку галерее. Скорее они составляли часть интерьера, поэтому в их расположении не всегда стоит искать глубокий смысл.
Обмирщение искусства привело к проникновению в Россию моды на украшения домов предметами декоративно-прикладного искусства и портретами. Благодаря этому парсуна иногда становится неотъемлемой деталью интерьера боярских палат. В отличие от изображений царей, написанных по определенному канону, с элементами власти, русская знать заказывала парсуны в более свободном стиле, что подтверждает влияние европейской моды. В основном были мужские парсуны, женские писали очень мало.
Портрет царицы Натальи Кирилловны, неизвестный художник, 1694
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zh_3943/index.php
Еще одной задачей парсуны стало увековечение облика человека для потомков. Так появились надгробные портреты.
Спасибо!