Скоро День космонавтики! Давайте вспомним самые неочевидные и прекрасные работы о космосе!
Например, у меня это проекты Франциско Инфанте-Арана по реконструкции звездного неба.
Безусловно тема космоса проникла в творчество многих художников XX века. Первый полет человека в космос оказал столь же сильное влияние на искусство, как и, в свое время, испытание первой атомной бомбы (так родилось целое направление - т.н. "атомное искусство"). На ум, в первую очередь, действительно приходят работы Франсиско Инфанте-Арана и его художественной группы АРГО (Авторская Рабочая Группа), в которых художники демонстрировали свою увлеченность популярной в то время идеей переселения человека в космос.
Тем не менее, впервые тема космоса прозвучала еще в творечстве художников русского авангарда, в частности в супрематических работах Казимира Малевича и его учеников! Работая над проектами жилых домов (планитами), Малевич создал универсальную формулу перенесения геометрических абстрактных чертежей в трехмерное пространство. В результате, супрематические композиции Малевича развились в полноценные футуристичные здания, в которые, как мечтал сам художник, будут переселены все люди - "земляниты".
Философские труды Малевича и его работы над градостроительными проектами будущего оказали сильнейшие влиняние на его учеников и последователей. Супрематизм, на мой взгляд, становится для этих художников универсальным визуальным языком, позволяющим лучше изобразить идею прогресса и открытого космоса.
Так, например, прямой ученик Малевича - Илья Чашник - пишет работу "Красный круг на черной поверхности" (1925), в которой к планетарному красному кругу, занимающему большую часть композиции (чёрный фон космоса у Чашника вместо белого фона у Малевича), стремится связка малевичевских "супрем" - звездолёт.
Архитектор-супрематист Лазарь Хидекель (также один из учеников Малевича) развивает идеи своего учителя и работает над созданием жилых домов для будущих землян. Вслед за Элем Лисицким и его проунами, он грезит о возможности переселить людей в космос. Это уже реальное пространственное переосмысление форм супрематизма.
Некоторые же художники этого времени отходят от малевичевского рационализма и обращаются к философскому течению космизма, главным идеологом которого считается Н. Ф. Фёдоров. Он одним из первых сформулировал идею освоения человеком космоса, а его философия оказала значительное влияние на Циолковского.
Философия русского космизма Фёдорова отчетливо звучит в творчестве еще одного русского художника начала XX века - Василия Чекрыгина (например, "Переселение человека на звёзды",1922).