«Мадонна Литта» - едва ли не единственное подлинное произведение Леонардо да Винчи в нашей стране! Эта небольшая картина размером 42x33 см была написана гением итальянского Возрождения после 1506 г. Поступила в Эрмитаж (ГЭ-249) в 1865 г. из собрания А. Литты в Милане.
«Загадки гения. 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи». Гость эфира – академик Олег Германович Ульянов, заведующий сектором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: https://www.radiorus.ru/brand/57958/episode/2104828
Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселенной…направляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» - C.A. 345 v.), вызвала не смолкающую по сей день полемику уже со времени своего поступления в эрмитажное собрание. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Ф.1. Оп. V, 1865 г. Д. 7. Лл. 1-10; Б. В. фон Кёне. Картины Леонардо да Винчи. СПб., 1866. С. 2-3). В том же году из-за плохой сохранности картина была переложена с дерева на холст реставратором Александром Сидоровым, награжденным за удачный перевод серебряной медалью (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. V, 1865 г. Д. 3. Л. 142-143).
Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, № 2376, ок. 1490 г.).
Особого внимания заслуживает мнение Ринальди, который датировал картину 1507-1508 гг. на основании рисунков из леонардовского «Кодекса Арундель» (Collection Arundell), хранящегося в Британском музее Лондона, где на Л. 253 v. и 256 r. находятся наброски сосущего грудь младенца (A. de Rinaldis. Storia dell’opera pittorica di Leonardo da Vinci. Bologna, 1926. Р. 238-239. Аналогичную датировку см.: L.H.Heydenreich. Leonardo da Vinci. London-New York-Basel, 1954. Р. 12, 180). «Кодекс Арундель» имеет точную датировку 1508 г., который указан на титульном листе (Br. M. I r ).
Следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг.) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. Л.-М., 1959. С. 56). Исходя из этого, вполне оправданно будет отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.
Как удалось установить в результате натурных исследований, прототипом этого гениального образа в картине «Мадонна Литта"» Леонардо да Винчи стало древнейшее изображение Богоматери в римских катакомбах (Our Lady with the Prophet (Catacombs of Priscilla, Rome): https://www.academia.edu/25206747/The_picture_Madonna_Litta_of_Leonardo_da_Vinci_and_the_most_ancient_image_of_the_Virgin_in_the_Catacombs_of_St_Priscilla_Rome_
Впервые об этой сенсации было сообщено в передаче, посвященной Леонардо да Винчи, в «Библейском сюжете» (2006) на ТВ: «не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог профессор О.Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме (интервью с ученым можно прочитать на сайте Страна.ру). Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя»: https://youtu.be/mDKCQVqo0bw
Столь сенсационное научное открытие легло в основу современного бестселлера и даже популярной компьютерной игры «Тайна да Винчи. Потерянный манускрипт (2006/Repack)»: https://www.pravda.ru/news/culture/65238-madonna_lita_kartina_ermitazh_leonardo_da_vinchi_roman_natali/
«Миф искусства или искусство мифа»: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/ulyanov/
Взламывая код да Винчи: https://life.ru/p/411066
Несмотря на весьма неудовлетворительную сохранность картины Эрмитаж неоднократно отправлял это бесценный шедевр Леонарддо для экспонирования на зарубежных выставках (1962 - Париж, 1990 - Милан и Мадрид, 2003-2004 - Рим и Венеция, 2011- Лондон, 2019/2020 – Милан). Причем на выставке «Леонардо. „Мадонна Литта“ и мастерская художника» в миланском Музее Польди-Пеццоли (8 ноября 2019 года - 10 февраля 2020 года) «Мадонна Лита» была представлена не как подлинник, а как произведение «мастерской Леонардо»?!
Между тем, великий Леонардо копировал гениального Рублева!
Склоненный лик «Владимирской» письма прп. Андрея Рублева († 17.10.1428) с характерным росчерком крылатых бровей, взлетающих от утонченного прямого носа, словно отражен в лике «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи (см. фото). От лика Пречистой и у Рублева, и у Леонардо истекает спокойная мерность, тишина, которая мягко передается зрителю при длительном созерцании обоих шедевров.
Когда же Леонардо да Винчи мог прикоснуться к искусству прп. Андрея Рублева? В результате кропотливых архивных исследований удалось выяснить, что Леонардо посетил Московский Кремль в 1494-1495 гг., когда впервые праздновалось 100-летие чудесного спасения Москвы от нашествия Темир-Аксака в 1395 г. (1-е празднество Владимирской иконы Божией Матери).
Сенсационные данные о пребывании знаменитого Леонардо да Винчи в Москве были обнародованы совсем недавно на Первом международном Петербургском историческом форуме: https://ruskline.ru/video/2019/11/11/sensacionnyi_doklad_na_pervom_mezhdunarodnom_peterburgskom_istoricheskom_forume
«Общеизвестно, что Кремль строили итальянцы. Их имена хорошо известны. Одним из главных зодчих был Пьетро Антонио Солари. Он вышел из семьи архитекторов, работавших в Милане вместе с Леонардо да Винчи, работал с великим да Винчи и сам Антонио. Некоторые историки, сопоставляя исторические свидетельства, даже не исключают того, что в постройке Кремля участвовал и лично Леонардо. Первым эту гипотезу выдвинул ещё в конце 80-х годов ХХ века историк Олег Ульянов, всю жизнь занимавшийся историей Кремля. Прямых доказательств этой теории нет, но косвенных находят все больше и больше, начиная с практически точных соответствий в чертежах флорентийца с редкими элементами кремлевских стен, до "белых пятен" в биографии да Винчи в период с 1499 до 1502 года. Большой интерес к версии "руки Леонардо" проявил в свое время Дмитрий Лихачев»: https://russian7.ru/post/tajjny-kremlya/full/
Сложный такой вопрос. Не могу, пожалуй. Одно точно, потому что увлекаюсь, влюбляюсь в то, что изучаю. А во многих любимых разочаровалась со временем
Рафаэль Сикстинская мадонна.
не могу объяснить почему...С детства считаю ее самой красивой картиной!
картина Княжна Тараканова тоже очень нравится,но всегда считала её жутковатой.