Чтение книг, изучение самостоятельно или на курсах начинается только после того, как человек современным искусством заинтересовался, нашёл в нём что-то для себя важное и нужное. Разумеется, не рассматриваем ситуацию той или иной школы: читайте, изучайте - когда-нибудь пригодится. Тут придётся идти через понимание всей ситуации, в которой оказалось современное искусство.
И здесь полезно вспомнить, что современным искусством называют всё искусство 20-го века. Действительно, в начале 20-го века произошёл перелом в развитии мирового искусства.
Во-первых, художники во всех видах искусства начали активно искать границы того, что мы вообще называем искусством. Они всё больше разбивают картины, музыку, танец, скульптуру, кинообразы на составные части, стремясь найти элементарные частицы своего вида искусства. Например, привычная классическая (и романтическая) мелодия сокращается до одного звука, который, по мнению автора, уже несёт в себе образ. Или живописное полотно формируется отдельными мазками, цветовыми пятнами, набором линий. Или танец распадается на отдельные жесты и позы, прихотливо между собой связанные.
Во-вторых, техника позволила человеку сосредоточиться на сути искусства, взяв на себя выполнение традиционных трафаретных операций. Фотография отняла у живописи сюжетность. Кинематограф - у театра отнял внешнюю действенность. Строят теперь быстрее, чем архитектор сумеет что-то выдумать. И композитор сегодня часто использует цифровой звук, позволяющий не обращать внимание на узкие возможности реальных музыкальных инструментов.
Теперь про "инструкцию" (слово-то какое бюрократическое!). Попробуйте предложить человеку, который стремится понять современное искусство, решить те вопросы, которые поставлены выше. Пусть он сам попробует определить для себя: "без чего не может обойтись живопись, а что не является для неё необходимым?", "что может передать линия, пятно, мазок кисти?", "может ли один звук передать музыкальный образ, и что это может быть за образ?", "является ли простые ворота в чистом поле архитектурой и почему?", "есть ли определённые образы в простых геометрических фигурах?", "можно ли понять киноленту, если выключить звук, а если наоборот изображение?" и пр. Отвечая на все эти вопросы (и множество подобных) человек невольно начнёт решать для себя те же задачи, что и современные художники. И постепенно начнёт понимать их.