24.6.22 Ирина Романова
Понятие раннего начала творчества и раннего признания относительны.
Валентин Серов - один из самых любимых и признанных художников - вполне может служить таким примером.
Он родился в семье музыкантов. Отец, Александр Серов, музыкальный критик и композитор, мать - пианистка. Отец умер, когда мальчику едва исполнилось шесть лет, и вскоре они с матерью переехали в Мюнхен. Молодая пианистка Валентина Серова (урожденная Бергман) была увлечена музыкой: сама сочиняла и концертировала. Она рано заметила талант сына и отдала его в обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу. Когда мальчику было девять лет, скульптор Марк Антокольский оценил успехи юного дарования и посоветовал матери нанять педагога из русских художников. Так случилось, что в эту пору в трехлетнюю пенсионерскую поездку от Академии художеств отправился молодой Илья Репин. Он и стал первым русским учителем юного Валентина Серова.
Занятия с Репиным начались в Париже, позже продолжились в Москве. Серов поселился у Репина. Вместе они ходили на этюды, писали натурщиков. Репин вспоминал: "Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить ее и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке - там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело".
В 1880 году пятнадцатилетний Серов приехал в Петербург с рекомендательным письмом Репина, сдал экзамены, поступил в Петербургскую Академию художеств. С учителем снова повезло: он попал в класс лучшего рисовальщика и преподавателя рисунка Павла Чистякова. Сочетание строгого построения рисунка "чистяковской системы" и собственных художественных взглядов дали миру одного из лучших портретистов.
Одни из самых ранних и прекрасных портретов: "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем". В 1888 они были показаны на выставке передвижников (Товарищество передвижных выставок).
И хотя художник был уже не совсем юн, но он сумел создать новое ощущение живописи - свежести . “Хочу писать только отрадное”, - говорил молодой художник. Через смешение жанров: портрета, пейзажа, интерьера, - родились произведения, созвучные самым актуальным веяниям времени - французскому импрессионизму.
Позже Серов присоединился к "Миру искусства", сотрудничал с Дягилевым в "Русских сезонах" и создал блестящую череду самых лучших портретов, которые вдохновляют и радуют до сих пор.