Такие вопросы становятся все более актуальными. Поскольку экономическая модель, которая субсидировала профессиональную журналистику, рушится, количество людей, собирающих новости в традиционных теле-, печатных и радиоорганизациях, заметно сокращается.
Жизнь кажется бесформенной мешаниной событий, связанных дуг с другом. Журналисты каждый день структурируют этот хаос так, чтобы публика получала его отсортированным и аккуратно упакованным в истории, в тот же день по радио, телевидению или в Интернете, а на следующий день в газетах. Как журналисты решают, что является новостью, а что нет? Как они отличают большую новость от маленькой?
Критерии, по которым оцениваются новости:
- Это новое?
- Это необычно?
- Это интересно или важно?
- Это про людей?
Эти элементы составляют то, что мы называем «новостной ценностью» информации. Чем сильнее элементы, тем выше ценность новости.
То есть новости - это значимые новые события, которые важны для людей.
А что же по фейк-новостям?
В настоящее время эксперты рекомендуют избегать термина «фейковые новости» или, по крайней мере, ограничивать его использование, поскольку термин «фейковые новости» тесно связан с политикой, и эта ассоциация может бесполезно сузить фокус проблемы. Термин «ложная информация» предпочтительнее, поскольку он может относиться к широкому спектру ложной информации и дезинформации, охватывающей такие темы, как здоровье, окружающая среда и экономика, на всех платформах и в любом жанре, в то время как «фейковые новости» в более узком смысле понимаются как политические новости.
Ложная информация не нова, однако она стала горячей темой с 2017 года. Традиционно мы получали новости из надежных источников, журналистов и СМИ, которые обязаны следовать строгим правилам поведения. Тем не менее, Интернет предоставил совершенно новый способ публиковать, делиться и потреблять информацию и новости с очень небольшим регулированием или редакционными стандартами. Сейчас многие люди получают новости из социальных сетей и сайтов, и часто бывает трудно сказать, заслуживают ли истории доверия или нет. Информационная перегрузка и общее непонимание людьми того, как работает Интернет, также способствовали увеличению количества фейковых новостей. Сайты социальных сетей могут сыграть большую роль в увеличении охвата таких историй.
Существует несколько типов ложной информации:
- Кликбейт - это истории, которые намеренно сфабрикованы, чтобы привлечь больше посетителей веб-сайта и увеличить доход от рекламы для веб-сайтов. В историях с кликбейтом используются сенсационные заголовки, чтобы привлечь внимание и увеличить число переходов на веб-сайт издателя, как правило, в ущерб правде или точности.
- Пропаганда - истории, созданные для преднамеренного введения аудитории в заблуждение, пропаганды предвзятой точки зрения или конкретных политических целей или программ.
- Пародия - многие веб-сайты и аккаунты в социальных сетях публикуют фальшивые новости для развлечения и пародии. Например, ИА "Панорама".
- "Желтые" заголовки - истории, которые не являются полностью ложными, могут быть искажены вводящими в заблуждение или сенсационными заголовками. Эти типы новостей могут быстро распространяться на сайтах социальных сетей, где в новостных лентах аудитории отображаются только заголовки и небольшие фрагменты полной статьи.
- Отсутсвие фактчекинга - иногда репортеры или журналисты могут опубликовать материал с недостоверной информацией или без проверки всех фактов, что может ввести аудиторию в заблуждение.
- Манипулятивный контент - когда реальной информацией или изображениями манипулируют, чтобы обмануть, например, с поддельными фото или видео. Это может быть использовано для введения людей в заблуждение или создания ложного повествования о чем-то или о ком-то.
- Необъективный контент - многих людей привлекают новости или истории, которые подтверждают их собственные убеждения или предубеждения, и фальшивые новости могут использовать эти предубеждения. Новостные ленты социальных сетей, как правило, отображают новости и статьи, которые, по их мнению, нам понравятся на основе нашего персонализированного поиска.
- Придуманные источники - когда ложные источники выдают себя за подлинные источники. Это опасно, поскольку касается информации, не имеющей под собой фактической основы, представленной в стиле заслуживающего доверия источника новостей или статьи, чтобы она выглядела как законный источник.