Этой точки зрения на архитектуру придерживались многие архитекторы-модернисты. Им казалось, что веками зодчие занимались только плоскостями — фасадами, стенами интерьеров. А пространство между стенами они игнорировали. Модернистов здание интересовало как чистая геометрия, даже стереометрия, выразительная без декорации. И пространству они стали уделять больше внимания.
Это хорошо видно в новых концепциях планов — открытый план Райта, plan libre Ле Корбюзье, raumplan Лооса. Все три идеи построены на такой работе с пространством помещения, в которой «комнаты» возникают из-за разного «обрамления», иногда даже не архитектурного, а с помощью крупной мебели.
А самым убедительным манифестом такого отношения к архитектуре, по-моему, стал Барселонский павильон Мис ван дер Роэ — пространство, которое создано несколькими свободно стоящими плоскостями, которые нигде не создают замкнутого контура, но мы все равно чувствуем его границы и переходы.
Мис ван дер Роэ, Барселонский павильон (1927)
Вилла Савой (1931), Ле Корбюзье, рисунок передает идею пустого пространства
Фрэнк Ллойд Райт, главная комната Дома над водопадом (1939), пространство — главная ценность
Анализ концепции Raumplan Адольфа Лооса (на примере виллы Мюллер, 1930): здание строится как набор пространств, а не плоскостей стен и полов.
Да, во многом справедливо. Архитектура занимается в основном созданием границ. Стены и крыша, колоннада, лестница, навес, двери и окна, в общем все архитектурные элементы это границы которые нас отделяют от внешней среды, от... Читать далее