Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие яркие перемены пережила архитектура Москвы за последние 100 лет?

ИсторияИскусство и культура+3
Настя Федорова
  ·   · 4,1 K
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу...  · 13 нояб 2021  · a-l-e-j-o.livejournal.com
Собственно, такие, что пожар во время нашествия Наполеона повлиял, наверное, меньше.
1920-е. Время после Октябрьского переворота и Гражданской войны. Революционные настроения не обошли стороной и архитекторов. Какой-то временной отрезок они (так же как и художники, скульпторы и театральные деятели, например) переживали состояние эйфории и ощущение свободы для осуществления их творческой мысли. На деле, Шуховская башня оказалась одним из наиболее радикальных творений за весь этот промежуток, а так больше возводилось сугубо утилитарных зданий, благо, "Конструктивизм" к этому располагал. Были ряд экспериментов, вроде коммунальных домов, вроде НАРКОМФИНа, но в основном, остальное так и осталось на бумаге. В целом, "Конструктивизм" едва ли чем-то различен с европейским "Функционализмом", распространившимся в Польше и Румынии, разве что особо делал особый упор на дешёвых материалах. Это направление было всеми руками за строение социального жилья для простых рабочих. Что, собственно, и делалось в 1920-е-30-е гг., на базе предприятий, прежде всего. Иные из этих домов (которые строились и в 1930-е) мало чем внешне отличаются от классических "хрущёвок". Другое дело, что расселять там могли гораздо плотнее, устраивая сразу коммуналку(!) в свежевозведённом здании. Кстати, не всё из построенного в ту пору надо относить именно к "Конструктивизму"; были ещё "рационализм", и т.д., но "Конструктивизм" был основным.
Да, Москве посчастливилось пережить интерес г-на Ле Корбюзье, который считал, что город не представляет из себя вообще ничего ценного, и можно его весь снести, сделав одним сплошным полем для экспериментов. Но развернуться особо здесь не удалось. Так, построил, например, здание в районе Красных Ворот,
которое и сейчас отлично диссонирует со всем что вокруг)
1930-е. "Постконструктивизм". Довольно-таки странная эпоха, в которую включают иногда противоречивые вещи. Относительно скромные здания, в целом напоминающие "Сталианс", но ещё без открытого удара в украшательство. Яркий пример - медицинские здания на "Красных воротах", или ещё на "Авиамоторной" есть комплекс строений. Вообще же есть целый список практически типовых строений, которые вписываются и в "Конструктивизм" и в "Постконструктивизм". Вот, например, здание, где расположен истфак МГОУ (именно в нём когда-то учился):
1930(вторая половина)-40-е. "Сталианс". Наступление тоталитаризма нанесло городу одни из самых страшных последствий. Были снесены "Сухарева башня", множество храмов, монастыри, Храм Христа Спасителя. Удары наносились по самому сердцу исторической застройки Москвы - возможно, без этого она куда больше была бы похожа и на Львов, и на Суздаль. При этом, был рождён "Генеральный план реконструкции Москвы", который предполагал множество якобы улучшений, но на деле оставлял город со старым средневековым расширением по кольцевой схеме, но зато предполагал строительство множество новых "красивеньких" зданий.
После сноса кварталов "Старой Москвы" возникли в нынешнем виде улица Тверская (тут не отнять целого движения домов), гостиница "Москва". Строительство одной из главных советских городских доминант, Дворца Советов, слава Богу, не осуществилась.
Сталинскую эпоху надо рассматривать многогранно, так как в сам "Сталианс" (он же часто именуется "Сталинским ампиром") входило множество смежных стилей прошлого. Вообще, в 1930-х - первой половине 1940-х это соприкасалось с эпохой "Ар-деко", и в чём-то в неё вписывалось. Как раз, когда "Постконструктивизм" перевоплощался в "Сталинский ампир"/"Сталианс". Очень похожее возводилось и в гитлеровской Германии, и даже в демократической Франции - см. дворец Трокадеро. А вот после Второй мировой войны "Сталианс" уходит в глубокий консерватизм, его строения лишаются простоты и изящества античности, и уходят в глубокое чрезмерное украшательство.
Ещё надо отметить: в 1930-е практически исчезает массовое жилищное строительство по всей стране. Возводят в небольшом количестве дома для сотрудников привилегированных ведомств (где были, например, отдельные комнаты для домработниц), а для простого народа - бараки.
Но однако, нельзя отнять "Сталианса" для бедных. А он был, хоть и не сыграл хоть сколько-нибудь важную роль в решении жилищного вопроса. В народе такие дома часто называют "немецкими". Немцы к их проектированию не имеют отношения от слова совсем, зато их часто строили немецкие военнопленные с Великой Отечественной. Это двух-трёхэтажные домики. Это так называемый "непарадный Сталианс". В принципе, подобные подвижки были ещё до войны, даже с вариантами отдельных кварталов для рабочего класса... Надо таковые явления рассматривать совершенно в отдельном ключе, так как эти строения изначально ставились из недорогих материалов, и даже часто были предусмотрены в качестве коммуналок (!).
Во времена Н.С.Хрущёва, однако, даже те неплохие проекты, что были в рамках "Сталианса" для простых людей, уходят в небытие. С "украшательствами" покончено, иногда даже в ущерб всем проектам. Те дома, что достраиваются, иной раз имеют в некоторых своих частях, что называется, эконом-облик) Начинается эра "хрущёвок". Ими и заполняют московские окраины, что раньше были отдельными деревнями.
Однако же, это не обходит стороной и облик центра Москвы - посреди Кремлёвской стены появляется откровенно чужеродный элемент - Дворец Съездов. Как этот уродец до сих пор там держится - сие загадка, зело превеликая.
Тут же, в хрущёвско-ранне-брежневскую эпоху, возводится одно из самых отвратных зданий советской эпохи - гостиница "Россия".
Гиганткое, пафосное, и при этом крайне неудобное. Она переживёт жуткий пожар 1977-го года. Но в XXI веке с ней решили проблему.
В брежневские времена облик столицы меняется наиболее радикальным образом. На место жилых "хрущёвок" в 5 этажей приходят "брежневки" в 9, а потом 16 - и ими застраиваются целые спальные "микрорайоны", которые отныне составляют основу жилого фонда. При этом, однако, сохраняется архаичное средневековое "кольцевое" строение города. В плане архитектуры административных зданий происходит возврат к монументальным и пафосным постройкам в стиле "Брутализм". Самым ярким примером можно, наверное, назвать здание Академии Наук. Между прочим, находясь в её внутреннем дворе, нужно очень аккуратно передвигаться в весенне-осеннее-зимнее время. На открытом пространстве внутреннего двора пол покрыт гранитом, так что, в случае небольшого снега, там дико начинаешь скользить даже будучи обутый в берцы.
Во времена г-на Ю.М.Лужкова возводится множество пафосных уродских и кошмарных зданий. Также устанавливается огромное количество отвратных, но видимых памятников скульптуры З.К.Церетели, самый яркий пример которых - памятник Петру I на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. В это же время время строится множество аляповатых домиков. Просто во главе угла - граждане, выросшие и не в Москве, а в глухих местечках, которым требуется, чтобы было "красивенько" по их убогим колхозным представлениям.
Даже некоторые положительные моменты, как, например, восстановление Храма Христа Спасителя,нивелируются громкими коррупционными скандалами, и использованиями дешёвых материалов.
Вообще, город застраивается фирменными строениями в фирменном "лужковском" стиле - это могут быть и высокие здания, и в псевдосталинском, и в псевдоклассическом стиле, ещё много в "пседо-" каких. Очень любят в эти дома втыкать башенки. При этом, как водится, всё обычно воздвигается из довольно дешёвых материалов. Можно сказать, что Москва 1990-2000-х пережила своё "Тюремное барокко". Дол****ебизм "лужковской" архитектуры - это вообще тема для отдельных исследований даже не только изучающих архитектуру, а психиатрию в том числе.
Нельзя не упомянуть про "Москоу-Сити". Череда небоскрёбов для того, чтобы тупо было. Вначале их даже хотели вроде как разместить в организованном порядке. Но рациональность капиталистического хищничества победила. Современные урбанисты вам популярно объяснят, что дома, которые красиво выглядят на градостроительных планах - это яркий пример т.н. "Birdshit" архитектуры, т.е, того, что ориентировано на вид откуда-то сверху, с высоты птичьего полёта, а не реальной жизни.
В это же время возле станций метро возводится множество торговых центров, как позже выяснилось, на незаконных основаниях. Они на время совершенно заслоняют первоначальный облик некоторых исторических станций метропоитена.
В "нулевых" ненадолго происходит даже ренессанс сталинских высоток в виде "Триумф-Паласа" в районе ст. метро Сокол. Достроили с грехом пополам, высотку в Оружейном переулке.
Можно отдать должное нынешнему мэру в том, что убрали мерзопакостные кричащие растяжки-транспаранты, снесли несогласованные ТЦ, перенесли на окраины ларёчные рынки с продавцами-нацменами, начали как-то чистить и восстанавливать исторические здания в центре города. Значительно улучшилась (хотя, со множеством претензий, разумеется) транспортная система. Но на окраинах творится жуткий трэш, с застройкой всего имеющегося пространства муравейниками-человейниками в китайско-гонконгском стиле. Небоскрёбы для бизнеса теперь воздвигаются всюду и везде, в общемировом облике, в рекордные темпы. Такие дела.
1 эксперт согласен
Очень хороший ответ-полный обзор архитектуры.Бедная Москва-хорошо,что Питер не столица..
Студия архитектуры и дизайна World Design. Каждый...  · 16 нояб 2021  · worlddesignmk.ru
В Москве появился так называемый социалистический классицизм(Сталинский ампир-неоренессанс),а так же популярный во всем мире,строительство небоскребов.
студия дизайна World Design Андрей К.Перейти на worlddesignmk.ru
Эксперт в энергосбережении, проектирование, строит...  · 12 нояб 2021
Мы измельчали. Разучились делать элементарный кирпич. Квадратно-гнездовое мышление породило пчеловейники. То есть нечем нам гордиться сегодня против архитектуры 100 лет назал.
1 эксперт согласен
🌇 Билеты со скидкой 10% по промокоду «Q360» на...  · 5 сент 2022
💜 Москва — активно развивающийся мегаполис, который постоянно меняется в архитектурном плане. Особенно сильно изменилась столица после постройки современного бизнес-квартала Москва-Сити, состоящего из стеклянных небоскрёбов... Читать далее
1 эксперт согласен