Процесс декорирования пространства есть процесс его осмысления. Расставляя мебель или подбирая шторы, мы не только обращаем внимание на стиль, материалы и другие физические свойства, но и представляем как мы будем этим пользоваться, как брать в руки, что при этом ощущать.
Проще говоря, превнося что-то в пространство мы делаем его более "своим"
Аналогичным образом, полагаю, дела обстояли и много веков назад. При этом, смею предположить, что начинать надо не с искусственно созданного жилья, а с естественного - пещеры тоже в некотором смысле украшались.
Другой аспект - верования. Дом воспринимался как территория безопасности, где тепло, горит очаг и все беды остаются за стенами.
При этом, окна и двери воспринимались как прорехи в "обороне". Потому в декор загадывали смысл оберега, который не давал злым духам попасть в дом.
Всё это накладывается на конструктивные особенности. Те же окна и двери в традиционном строительстве - места сквозняков. Сквозняк, как известно, не очень благоприятен для здоровья. Потому появились наличники, закрывающие щели. Дальше время и культурное развитие порадило перенос декора на конструктивные элементы.
Важный момент - наличие времени. Ведь для создания украшений надо иметь ресурсы и время. Потому, наиболее украшенные дома были у людей зажиточных, что добавляло баллов самоидентификации.
Так оно и развивалось. Наличие денег и времени пораждало стремление к украшательству, что в свою очередь развивало ремесленные искусства, что в свою очередь развивало культуру в целом.
Но это я уже глубоко копаю.
В итоге, отвечая на вопрос "зачем" делаем вывод, что в разные времена по разному. Основное в этом сделать Своё ещё более Своим. Себе на радость, другим на зависть.