Соотношение чувства зависти и просто произведения искусства вопросов обычно не вызывает. Начало работы вполне может происходить из зависти. Да и поддерживать достаточное напряжение в работе зависть нередко помогает. Ведь создание произведения искусства практически ничем не отличается от любой иной человеческой деятельности. Только деятельность эта проходит на уровне образов.
Но вот соотношение чувства зависти и великого произведения искусства (мы нередко говорим "шедевра") необходимо специально исследовать. Здесь всё не так однозначно.
Во-первых, шедевры отличаются крайней гармоничностью. Даже произведения, сутью которых являются динамические процессы, гармоничны в целом. Подобного уровня гармонии невозможно добиться технологическими приёмами. Она существует на уровне тончайших соотношений организма создателя и окружающего мира. Не случайно выдающиеся иконописцы немало времени уделяли успокоению духа, приведению его в гармоническое состояние. Это состояние и передавалось при работе произведению.
"Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт" (А. Блок).
Да и Моцарт у Пушкина называет себя и Сальери "сыновьями гармонии".
Во-вторых, гармония, которую передают гении в своих произведениях, это даже не столько гармония их личности, сколько гармония мира, к которой они подключаются в процессе творчества. И чем успешнее происходит подключение, тем больше их творение походит на "творение самой природы". Многие признавались, что "сама природа водит моей рукой".
"Где дух не водит рукой художника, - там нет искусства" (Леонардо да Винчи).
Совместимо ли чувство зависти с подобным состоянием духа?
"Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот — находит удовольствие в чужом несчастье" (Б. Спиноза).
Совместима ли ненависть или удовольствие от несчастья другого с состоянием гармонии? С состоянием подключения к мировой (природной) гармонии? Вопросы риторические.
Японские исследователи показали, что чувство зависти активизирует те же участки мозга, которые активны при болевых ощущениях. Человек в зависти полон болью (пусть и не остро ощущаемой), а вовсе не гармонией.
Интересно трактуют зависть в христианстве. Считается, что зависть - это убеждение несправедливости установленного Богом порядка. По сути, убеждение в дисгармоничности мира. Как может человек, считающий мир лишённым гармонии, создать гармоничное произведение?
Прекрасное исследование, посвящённое зависти в художественном творчестве, оставил нам А. С. Пушкин ("Моцарт и Сальери"). Сальери ведь хороший профессионал. Технически его музыка вполне соответствовала уровню времени. Однако уровень его личности не позволял ему достичь вершин и создавать великие произведения. Пушкин полагал, что именно зависть и была для него основным препятствием.