Разбираюсь в темах - политология, социология... · 2 янв 2023
Что ж, попробую перечислить основные отличия.
Единобожие - т.е. вера в Единого Бога - творца мира. В язычестве единый Бог или отсутствует или присутствует, но мир не творит, а рождает из себя (индуистский Брахман). А так обычно люди молятся "богам", которых множество, они сильны, но не всемогущи. В принципе боги язычников чем-то похожи на американских супергероев, у них есть сверхсилы, а так они мало чем отличаются от людей.
Принцип пола. В язычестве почти всё связано с рождением и разделением на два пола. Боги враждуют или мирятся из-за любовных приключений, люди получают откровение от богов. В христианстве в "вышнем мире" пола нет. Троица не связана с полом, несмотря на имена её лиц. "Рождение" и "Исхождение" - это таинственные названия, для которых у нас просто нет адекватных слов. Идём далее -ангелы и демоны. Ангелы и демоны бесполы и лишены возможности размножаться. Получается, что в христианстве все духовные сущности действуют и живут отлично от людей, а в язычестве - схожи с людьми.
Характер отношения людей к сверхъестественному и характер сверхъестественного. В язычестве сверхъестественное связано с природой и её силой и открывается себя людям либо по их воле, либо по своей. Оно обычно состоит из двух слоев - боги (+чудовища) и некая безличная судьба, которая стоит над ними. Люди как правило - это безвольные игрушки в руках богов и судьбы. Герои - это те, кто бросают иногда вызов богам или чудовищам и могут победить, но судьба побеждает и их. Таким образом, главный образ отношения людей к сверхъестественному - жертва. Люди жертвуют богам скот, плоды, налагают обеты и так далее. В христианстве источник сверхъестественного - это Бог. Он стоит выше всего остального. Судьбы не существует, всё определяется волей Создателя. Люди не игрушки для Бога, а его сыны, Поэтому Бог хочет от людей, чтобы те добровольно следовали за ним, первое чего хочет Бог - послушания. Слушая Бога люди научаются жертвовать, но не внешним, а внутренним, своими желаниями, мыслями и так далее. Но главная цель впереди. Идеальное отношение людей к Богу - любовь.
Характер отношения сверхъестественного к людям. В язычестве мы повсюду видим силовой принцип. Боги проявляют себя в отношении людей как насильники, завоеватели. Они дают и отбирают, они не хотят, чтобы люди стали сильнее, чем они сами. Сила божеств может проявляться даже независимо от их воли и почти всегда смертоносна. В христианстве Бог ведет себя по отношению к людям как Судья и Отец (в Ветхом Завете) или как Спаситель (в Новом Завете), но не как завоеватель. Как Судья он карает народы за уклонение от собственной воли и как Отец - благословляет народы и дарует людям свободу от зла и греха. Но самый высший принцип отношения Бога к людям - жертвенная любовь. Христос пошёл на крест за всех людей, чтобы спасти их от зла, греха и смерти, открыв людям дорогу к небесам.
Магизм и свобода. Язычество вдохновляется идеей судьбы (см. выше) и отсюда возникает представление о том, что можно хотя бы магическим образом "подкупить" или "умаслить" богов привлечь их на свою сторону, а в крайнем случае - заставить. В Индии есть поговорка. "Все живое покорно богам, боги - заклинаниям, заклинания - брахманам. Наши боги - брахманы" (если что брахманы - это высшая каста жрецов в Индии). Магический принцип пронизывает язычество. Язычники ищут "дозволенных" способов влияния на богов. Считается, что боги зависят от жертв, заклинаний или молитв. В римском язычестве было даже ритуальная формула жертвоприношения: "Do, ut des" ("Даю, чтобы ты дал мне"). В результате отношение к богам в достаточной степени "потребительское". В христианстве этого нет. Бог свободен от людей, Он не нуждается ни в молитвах, ни в обетах. Люди нуждаются в Боге, т.к. сотворены Им. Люди не могут заставить Бога вести себя так, как им надо, никакими жертвами, молитвами, заклятьями. Магия бессильна и не действует. Действуют лишь существа. Так, с христианской точки зрения "черная магия" - это всего лишь попытка людей вступить в общение с демонами, не более того. Сам "маг" при этом ничего не достигает, кроме иллюзорного чувства, что всё идёт по его плану.
Религия и мораль. В язычестве как правило мораль существует в виде правил, которые должны исполнять люди. Боги стоят выше морали, тем более выше морали стоит судьба. Более того, каждый бог пантеона может иметь собственный кодекс ценностей, что нравится одному, вызывает раздражение у другого. В христианстве существует только один Бог и только одна мораль, та, которую Бог передаёт людям. Возникает вопрос - а Бог морален? Ведь Бог ведет себя в Ветхом Завете как Законодатель и Судья, а Судья, источник Закона, сам стоит выше закона. Но в христианстве считается, что полнота Откровения Бога людям была дана только в Новом Завете. И в Новом Завете Бог превосходит свои же моральные правила, данные людям в Ветхом. И тут выясняется, что Бог - это Любовь и Добро. То есть моральная природа Бога и природа Его способностей не расходятся, а совпадают. Еще одним отличием язычества от христианства является то, что в язычестве боги в основном смотрят на поступки людей. В христианстве же считается более важным изменение души (психики) человека, а не внешние поступки. Если человек исполняет даже все заповеди, но при этом "не имеет в себе любви", то по выражению Нового Завета "нет мне в том никакой пользы".
Главный враг. Врагом язычников являются "чуждые боги и обычаи" во-первых, и чудовища (злые демоны) во-вторых. Представляют и тех и других они одинаково натуралистично. В этом смысле для язычества враг - это всегда "внешний враг". Судьба же не враг, т.к. её победить нельзя. Врагом христианина является грех. Демоны и даже сатана по христианскому вероучению бессильны против христианина, если он следует воле Бога, а если не следует, может стать их добычей.
Что касается второго вопроса - это я не знаю. Потеря веры - это всегда индивидуальный процесс.
евангельский христианин, преподаватель в itcm.ru · 3 дек 2022
Характерным отличием христианина от представителей любых других религиозных, философских или этнических направлений является его полная посвященность Христу, которая может быть выражена в простой вероисповедальной формуле:... Читать далее
Первое отличие христианства от языческих религий - это соотношение человека и высших сил. В христианстве люди - дети Бога, Бог о мире заботится, а мы им восхищаемся. У В язычестве главное - внимания богов не привлекать. Потому... Читать далее
Вера в высшие силы, духов стихий и бессмертие души действительно есть у многих народов, но это, увы никак не объединяет их. И не мешает им активно враждовать между представителями различных племен. Каждое языческое племя ищет... Читать далее
Был программистом и юристом.
Стал плотником... · 6 дек 2022
На вопрос 'как стать' ответ очевиден - изучить соответствующий миф и принять его как фактическое руководство к действию. Хотя закономерен встречный вопрос - зачем?
Характерное отличие, на мой взгляд, заключается в двух... Читать далее
Никакой принаципиальной разницы нет! Все верили и поклонялись Солнцу Невидимому Разумному:
СТОГЛАВ СОБОР 1551 ГОДА
О ПРЕДИСЛОВИИ ГЛАВА 2
О сем исписа некто мудрый, зело, рече, прекрасно при утрени показуется солнце светоносно... Читать далее
Социолог на пенсии. Изучаю процессы в обществе. · 3 дек 2022
Если под язычеством Вы имеете ввиду старую русскую Веру (не путать со старообрядцами), то главное отличие в том, то Христиане верят, что здесь на Земле надо за одну жизнь решит свои задачи, что бы в будущем иметь шанс вернуться... Читать далее
Язычество основано на тотемизме и в качестве терминологического аппарата (теоретической подложки) использует МИФ. Христианство - это монотеистическая РЕЛИГИЯ, следующая ступенька эволюции (см. моё видео "Тетраморф: от идола до... Читать далее