Продюсер – довольно расплывчатое понятие. В трудовом кодексе его и вовсе нет. Происходит от английского слова "производить". Правильнее всего сказать, что продюсер – это организатор. А далее уже идут подробности.
Основная разница между продюсерами в том, что есть наёмные работники, а есть владельцы бизнеса. Если ты владелец кинокомпании, то продюсирование – это высокое искусство. Найти, понять, поверить, заставить поверить других, объединить, найти средства, рискнуть, выиграть или проиграть. Каждый проект продюсера – это стартап, поэтому его работа очень похожа на венчурные инвестиции.
У наемного работника задача попроще. В кино есть несколько видов продюсеров – исполнительные, креативные, линейные, ведущие, промо-продюсеры и пр. Исполнительный больше отвечает за организационную, финансовую и юридическую части процесса (в США executive producer имеет другие функции, более представительские, поэтому дословный перевод здесь неуместен). Креативный – за творчество, чтобы проект точно попадал в избранную аудиторию, был выдержан в определенном стиле. Линейные и ведущие продюсеры контролируют различные аспекты в разных проектах. Промо-продюсер занимается продвижением. Может быть отдельный продюсер для компьютерной графики или монтажно-тонировочного периода. Все эти продюсеры подчиняются генеральному продюсеру, который обычно является владельцем компании.
Есть, конечно, продюсеры, называющие себя генеральными и какими бы то ни было ещё, но сами занимают всего лишь менеджерскую роль в какой-либо студии, ни черта не смыслят ни в производстве, ни в креативе, но ходят с важным видом и получают огромные зарплаты. Каждый тешит своё самолюбие, как может. В индустрии все знают, кто чего стоит, поэтому все эти понты рассчитаны только на несведущую аудиторию.
Ещё у продюсера бывают партнёры – ассоциативные продюсеры, сопродюсеры и прочие. Это бизнес-партнёры, привносящие в проект какие-то дополнительные аспекты. Кто-то условно бесплатную студию подтащил, кто-то – кинозвезду, кто-то договорился с директором телеканала о выгодных условиях и тд. За помощь проекту такой партнёр получает долю в доходах.
Как видите, однозначного ответа на то, как стать продюсером, не намечается. Если вы хотите стать бизнесменом, то вам необходимо иметь достаточное количество знаний об индустрии, умение доставать средства и иметь чёткую цель для начала собственного проекта. Обычно продюсерами становятся либо те, кто уже хорошо поработал внутри индустрии, либо те, у кого есть предпринимательская жилка, и они хотят попробовать себя в кино теперь.
Интегрироваться в индустрию можно любым способом и почти в любом возрасте. От администратора площадки до сценариста. Главное – попасть в обойму, а там разберётесь, если с головой всё в порядке. В киношколах преподают множество дисциплин. Выбирайте по вкусу. Есть и специальные курсы для продюсеров.