Это очень широкий вопрос, кратко на него можно постараться ответить следующим образом.
Эпоха Возрождения сформировала совершенно новый тип человека и, соответственно, общества.
Во-первых, произошли фундаментальные изменения в восприятии смысла человеческой жизни. В Средневековье человек воспринимался как «подражатель Христу», тот, кто должен сознательно отказаться от земных благ ради спасения души, презреть телесное ради божественного. Отсюда – обесценивание земной жизни, негативное отношение к удовольствиям и развлечениям, идеализация страдания. Иов – символ человека эпохи Средневековья. В эпоху Возрождения же человек воспринимает себя как полноценную личность, достойную счастья «здесь и сейчас», а не после смерти. Человек прекрасен таким, каков он есть и его нужно любить и ценить таким. Эта точка зрения получила название «гуманизм». Отсюда – творчество великих художников и скульпторов: Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля Санти, Альбрехта Дюрера и других.
Своего рода девиз эпохи Возрождения – слова Гамлета из пьесы У. Шекспира: «Какое чудо природы человек! Как благороден разумом! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! В поступках как близок к ангелу! В воззреньях как близок к Богу! Краса вселенной! Венец всего живущего!».
Во-вторых, это отвержение косного, книжного и шаблонного знания. Человек познающий в период Возрождения – практик, он изучает всё на своём опыте. Именно тогда формируются предпосылки Первой научной революции. К сожалению, прогресс науки не обходился без жертв: Джордано Бруно отлучили от церкви и сожгли на костре, книга Н. Коперника была запрещена, Джованни Пико делла Мирандолу тоже хотели отлучить от церкви и предать суду, но не успели. Список можно продолжить. Если ранее считали, что человек может лишь сохранять то, что создал Бог, то в эпоху Возрождения появляется «человек творящий» в полном смысле слова. Эпоха Возрождения связана с Великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания, медицины, математики, механики. Крупные изменения произошли в общественных науках, оказавших большое влияние на формирование национальных государств, постепенно обособляющихся от всесильной римской церкви. Очень большое влияние здесь оказали теория суверенитета Ж. Бодена и политическая доктрина Н. Макиавелли. Исторические и политические процессы стали рассматриваться не как воля бога (провиденциализм), а как следствие взаимодействия различных групп людей и их интересов, которые можно изучать и изменять. Тогда же формируется республиканизм как форма политического мировоззрения и появляется приближенная к нашим дням идея демократии, ограничения власти государства, активной гражданской деятельности.
В-третьих, появляются великие литературные произведения Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Торквато Тассо, Мишеля де Монтеня, Мигеля де Сервантеса, Уильяма Шекспира, Жила Висенте, Луиша де Камоэнса. Великие они потому, что в них заложены не только выдающиеся сюжеты и образы персонажей, но и потому, что они на многие века – и по сей день – определяют историю целых цивилизаций, дают представление о добре и зле, смысле жизни и психологии человека, его месте в общественных и исторических отношениях. Эти писатели для своих стран – тоже самое, что Пушкин и Гоголь, Достоевский и Толстой для русской культуры. Без них не было бы современных Италии, Испании, Португалии, Англии, Европы, да и нас, в конечном счёте, тоже. Они создают национальные литературы и национальные языки, тогда как литература Средних веков почти вся писалась на латыни. Это косвенно заложило основы для массового образования (собственно, поэтому испанские школьники и читают сегодня Сервантеса, а английские – Шекспира). Широкое распространение также получили театр и драма, достигшие своего расцвета в XVI–XVII вв.
Классическая живопись и архитектура также формируются тогда, в эпоху Возрождения. Сегодня мы едем в Италию и любуемся Римом, Флоренцией, Венецией, либо же смотрим картины в галереях Нидерландов и Бельгии. Мы наблюдаем именно то, что было создано в эпоху Возрождения.
Книгопечатание – тоже продукт эпохи Возрождения. Думаю, здесь говорить о ничего не нужно.
Наконец, наша страна тоже сильно изменилась. Успенский и Архангельский соборы Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, Теремной дворец книгопечатание Ивана Фёдорова, иконопись Симона Ушакова, Карпа Золотарёва и других художников, изобретение водки – это лишь самое основное, что произошло в нашей стране в это время.
Однако уже в творчестве У. Шекспира и М. Сервантеса видно разочарование в идеалах Возрождения. Человек не стал добрее, лучше, не стал ответственнее относиться к своему гражданскому долгу. Как выразился русский философ Н.А. Бердяев, эпоха гуманизма пыталась выстроить царство между адом и раем, но это не удалось. Реформация с её ужасами религиозных войн пришла на смену иделам эпохи Возрождения. Реально данный культурный подъём затронул лишь ничтожную часть социальной элиты, став, тем не менее, очень ярким феноменом в истории человечества.