Возможно сильная концентрация на материале и страх что-то упустить.
Пытаешься в голове держать не объемную картинку, а последовательность говорения.
Здесь можно разбить материал на несколько частей и каждую часть представить как отдельный образ, который нужно передать словами. И тогда запомнить будет легче. Я хотел сказать про это, про это и про это.
А каждую части объяснять свободно, как если бы другу хотел донести. Отпустить себя. Доверять себе. Как бы позволить говорить "как говорится".
Страх ошибки, страх опозорится, я потом не буду знать куда себя деть. Ощущение, что ученики только и ищут подвох. Буду унижен. Перестанут уважать. Не будут слушаться.
Мы все в детстве думали, что взрослые, особенно учителя всё знают, всегда правы, они вообще идеальны. И тут я оказался на этом месте, а уверенности в своей идеальности нет. Некоторые тут включают подавление - типа я тут учитель, я всегда прав. И важно всех держать в рамках, чтобы не высовывались, боялись и слушались.
Стоит признать, что нет идеальных. И учителя это такие же люди, которые ошибаются не меньше, а иногда и больше других. Но учитель хорошо знает свой предмет и он может поделиться этим знанием. Важно не загрузить в учеников знание, а заинтересовать. А для этого не нужно говорить по тексту и не надо бояться ошибаться, что-то забыть или как-то не так сделать. Можно потом уточнить, проговорить, сказать, что ошибся.
Когда ты позволяешь себе ошибаться - как ни странно - ты ошибаешься гораздо меньше, чем когда напряженно боишься ошибиться. Хотя нет ничего в этом странного.
Когда ты боишься, твое внутреннее животное напрягается - есть угроза! Надо быть начеку. Весь ресурс уходит на охранные механизмы, а для головы ресурса не остается.
Поэтому нужно дать своей подсознательной внутренней части ощутить, что тело в безопасности, что даже если осмеют, будут говорить гадости, даже если уйдут или запустят самолетиком, с телом ничего не случится. Потому что биомозгу важно именно безопасность тела. А эмоции, чувства, мысли - это только состояния. Это все просто переживания.
Когда тело отпустит напряжение, поймет, что это всего лишь ученики, а не хищники, которые готовы тебя разорвать или закидать камнями - то появится ресурс в голове. Появится ясность и адекватность. И вот из этого состояния - позволить себе говорить. А это тоже навык- нужно разговориться.
Разговорится можно и просто долго работая. Тело тоже со временем поймет, что не кусаются. Но это может быть долгий и болезненный процесс.
На самом деле другие люди прекрасно чувствуют наше напряжение. Поэтому из расслабленного состояния получится простроить более стабильные и адекватные отношения с учениками.